Агентство на троих


Вчера было объявлено о создании Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Вступить в нее смогут все профессиональные компании, основной вид деятельности которых – услуги в сфере взыскания просроченной задолженности. Но пока членов ассоциации только три: “Пристав”, “Секвойя” и ФАСП. По оценке президента НАПКА Евгения Бернштама, три агентства – основателя организации в совокупности занимают 85% рынка. “Они вполне могут занимать 85% рынка, если не учитывать аффилированных с банками коллекторов”, – допускает директор департамента розничного бизнеса Росбанка Вадим Юрьев.

По словам Бернштама, участники НАПКА будут вместе с Ассоциацией региональных банков “Россия” разрабатывать законопроект о коллекторах в рамках закона о потребкредитовании. По данным ЦБ, объем кредитов населению вырос в 2006 г. на 75%, а доля просроченных кредитов скакнула с 1,9% до 2,6%. “Несмотря на это, в России до сих пор нет законодательства, которое регулирует работу коллекторов”, – сетует Бернштам. По его словам, участников НАПКА тревожит, что на рынке появилось немало недобросовестных компаний, которые занимаются “вышибанием” долгов.

Нужны законы, которые бы наложили запрет на методы, используемые многими коллекторами, например на ночные звонки и психологическое давление, считает глава наблюдательного совета НАПКА и президент ассоциации “Россия” Анатолий Аксаков. Новая ассоциация самостоятельно разрабатывает правила по упорядочению рынка коллекторских услуг, утверждает гендиректор “Секвойи” Елена Докучаева. В частности, члены ассоциации ратуют за ограничение размера уставного капитала. Докучаева считает, что уставный капитал коллекторского агентства должен быть не менее 10 млн руб.

С сентября 2006 г. начала работу Ассоциация развития коллекторского бизнеса (АРКБ), которая сотрудничает с Ассоциацией российских банков (АРБ). “Совместно с АРБ мы готовим свой проект закона о коллекторской деятельности”, – рассказывает президент АРКБ Сергей Рахманин. По его словам, главное разногласие двух ассоциаций – это размер минимального капитала агентств. Рахманин ратует за отмену ограничений, поскольку, на его взгляд, это перекроет путь на рынок для региональных компаний и новых игроков.