“Газпрому” не нужны конкуренты


Аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов считает резонным интерес “Газпрома” к проекту “Сахалин-1”. Недавно монополия приобрела контрольный пакет в соседнем проекте – “Сахалин-2”. Сейчас добыча газа в России растет практически только за счет сахалинских проектов в России. Впрочем, очередной громкий скандал с участием иностранных инвесторов государство вряд ли будет устраивать, уверен Лукашов. К тому же “неприкосновенность” участникам “Сахалина-1” должна гарантировать “Роснефть”, полагает эксперт.

Вчера зампред правления “Газпрома” Александр Ананенков заявил, что газ с месторождений проекта “Сахалин-1” должен поставляться на внутренний рынок. “Потребности только четырех дальневосточных регионов страны в газе превышают 15 млрд куб. м в год”, – заявил он на заседании президиума комиссии правительства по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. “Мы считаем необходимым, чтобы была дана директива и газ “Сахалина-1” был продан “Газпрому”, с тем чтобы мы могли газифицировать субъекты Российской Федерации и этот газ не пошел, как предполагает ExxonMobil, на экспорт”, – подчеркнул Ананенков. На заседании президиума комиссии присутствовали министр финансов Алексей Кудрин, замминистра природных ресурсов Алексей Варламов, замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев. Дементьев Ананенкова поддержал. “Газ “Сахалина-1” мы предусматриваем для российского потребления, без него топливно-энергетический баланс не складывается”, – заявил чиновник.

“Газпром” уже давно пытается договориться о покупке газа, добываемого участниками “Сахалина-1”. Но оператор проекта ExxonMobil соглашаться с этим предложением не спешит. В октябре прошлого года компания подписала предварительное соглашение с китайской CNPC о поставках сахалинского газа в Китай. В случае подписания окончательного договора консорциум инвесторов собирается построить с Сахалина в Китай трубопровод мощностью 8 млрд куб. м газа в год.

Впрочем, сотрудник “Газпрома” поясняет, что стремление покупать весь газ “Сахалина-1” вызвано не столько заботой о российских регионах. Он напоминает, что концерн сам хочет поставлять сырье в Китай. Межправительственное соглашение о поставках газа в Китай было подписано в марте 2006 г. Как заявил тогда президент Владимир Путин, газ пойдет в Китай по двум маршрутам – из Западной и Восточной Сибири. По каждому из направлений в Китай планируется экспортировать до 30–40 млрд куб. м газа в год. Поэтому ExxonMobil – конкурент “Газпрома”, объясняет собеседник “Ведомостей”. Ведь соглашение с участниками “Сахалина-1” позволяет китайцам сбивать цену в переговорах с монополией, рассуждает он.

Представитель ExxonMobil утверждает, что участники “Сахалина-1” пока не приняли решения о продаже сырья и “продолжают рассматривать несколько вариантов маркетинга газа, включая продажи CNPC и “Газпрому”. Но профильный чиновник говорит, что участники “Сахалина-1” готовы продавать газ “Газпрому”, если их устроит цена. Раскрыть более подробные детали он отказался. Представители “Роснефти” и “Газпрома” от комментариев отказались. С ONGC и Sodeco связаться не удалось.

Впрочем, возможности заставить участников “Сахалина-1” отказаться от экспорта газа ни у “Газпрома”, ни у чиновников нет. Под закон о едином экспортном канале газа, принятый в 2006 г., СРП не подпадают (от изменения российского законодательства соглашения защищает так называемая “дедушкина оговорка”). По словам источника, близкого к одному из участников консорциума, у чиновников остается один рычаг. Уполномоченный государственный орган (УГО), утверждающий сметы расходов “Сахалина-1”, может не согласовывать инвесторам расходы на строительство трубопровода. Такая возможность есть, подтверждает чиновник, входящий в УГО. Но это решение чревато судебными исками, предупреждает собеседник “Ведомостей”. Такой прецедент уже существует: несколько лет российская сторона не утверждала сметы затрат на 2002–2005 гг. по Харьягинскому СРП. Но после того как оператор проекта – французская Total обратилась в стокгольмский арбитраж, российские чиновники пошли на мировую.