Подарок импортерам


О том, что комиссия соберется на следующей неделе и может рекомендовать правительству снизить пошлины, вчера рассказала директор департамента Минэкономразвития Галина Баландина.

Обнуленный алюминий

Сейчас пошлина на алюминий – 5%, она может быть обнулена. Намерение обнулить пошлину у чиновников вызвало слияние “Русала” и “Суала”. Минэкономразвития опасается монополизации рынка первичного алюминия. Автор предложения – Федеральная антимонопольная служба. “На рынке появилась компания, доля которой – почти 100%, – отмечает замруководителя ФАС Андрей Цыганов. – Поэтому мы внесли в Минэкономразвития предложение по отмене пошлин, это даст возможность прийти на рынок новым игрокам”.

Этот товар Россия производит сама. В 2006 г. было импортировано около 1300 т нелегированного алюминия по средней цене $3170 за тонну, а в России произведено почти в 1000 раз больше – около 1 млн т, рассказывает директор по информации НП “Алюминий” Галина Стельмакова. Основные производители первичного алюминия – заводы UC Rusal и компании, входящие в “Алкоа Россия”. Потребители – строительный бизнес, авиация, автомобилестроители, производители упаковки, трубопроката, говорит представитель “Алкоа Россия”.

Отмена пошлин не должна сказаться на бизнесе компании и приведет только к улучшению конкурентной среды, говорит замгендиректора по связям с общественностью UC Rusal Вера Курочкина.

Импорт алюминия в Россию не очень выгоден из-за транспортных расходов, полагает Дмитрий Смолин, аналитик “Уралсиба”. Маловероятно, чтобы монополист задирал цены, считает Стельмакова: рынок сбалансирован, прибыли и так высоки. Сотрудник “Алкоа Россия” замечает, что отмена пошлин – справедливый шаг по отношению ко всем участникам рынка.

Мифическая сборка

При ввозе комплектующих для мобильных телефонов сейчас нужно заплатить пошлину в 5–20%. Она может быть снижена до 0,5%, рассказала Баландина. Второй вариант, который может рассмотреть комиссия, – снизить пошлины для комплектующих, завозимых для ремонта, не так сильно, но более существенно понизить их для деталей, ввозимых для сборочного производства аппаратов.

Пока мобильники в России никто не собирает. Пробовал собирать трубки только Citronics, но это была тестовая партия и проект не удался из-за высоких пошлин на комплектующие, рассказывает представитель компании Елена Санарова.

Ассоциация РАТЭК обратилась в комисcию по защитным мерам с просьбой обнулить пошлины в том числе на комплектующие для мобильных, говорит ее представитель Антон Гуськов.

Выяснить, кому из производителей это могло бы быть интересно, не удалось. Представитель LG (у компании есть завод в Рузе) говорит, что планов наладить сборку в России у компании нет. С пресс-секретарем компании Elcoteq (у нее есть производство электроники в Санкт-Петербурге) связаться не удалось, а бывший гендиректор российского подразделения Elcoteq Андрей Коржаков сказал, что планы такие были, но дальше дело не пошло.

Усредненная пошлина на комплектующие – 8%, говорит Коржаков. В 2006 г. комплектующих было ввезено на $30–45 млн, снижение пошлин сэкономит импортерам $2,25–3,38 млн, подсчитал Эльдар Муртазин из Mobile Research Group. С обнулением пошлин вендоры могут подумать об открытии отверточного производства, считает представитель “Евросети” Очир Манджиков.

Белее белого

Пошлина на мобильные аппараты сейчас 5%, а комиссия может рекомендовать обнулить и ее. В 2005 г. рынок был “проблемный”, отмечает Гуськов: порядка 90% аппаратов ввозили нелегально (сейчас – только 15%). Обнуление пошлины сделает менее интересной контрабанду, считает Гуськов. Манджиков из “Евросети” говорит, что розничные цены могут снизиться на 6–6,5%. По данным Mobile Research Group, в 2006 г. ввезено телефонов на $5,8 млрд, так что импортеры могут сэкономить порядка $290 млн.

Беспошлинная фотография

С 10% до нуля может быть снижена и пошлина на цифровые фотоаппараты. Баландина, однако, не рассчитывает, что эта мера поможет искоренить серый импорт – импортерам все равно придется уплачивать 18%-ный НДС.

“Цена на фотоаппараты упадет, – считает президент Canon Nord-East Ханс Викстрем. – Мы надеемся на облегчение процесса растаможки, а значит, бизнес станет прозрачней”.