ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ: Отметка за жизнь


Валентина более или менее справлялась с жизнью, хоть и с трудом. У нее было двое детей, работала Валентина на двух работах, и денег едва хватало, чтобы кормить семью – детей и мать. Муж жил то у своей матери, то приходил к Валентине, но помощи от него не было: ни денег не принесет, ни с детьми не побудет. Мать Валентины постоянно пеняла дочери:

– Что у тебя за мужик? Ни Богу свечка, ни черту кочерга.

Валентина огрызалась:

– У тебя и такого не было, одна меня растила.

От постоянных перебранок, от усталости на работе и неустроенного дома у Валентины почти всегда было поганое настроение. Лет ей было чуть-чуть за тридцать, и она даже иногда пыталась “следить за собой” – но как-то без интереса. Утешало ее только, что подруга Маша, бывшая одноклассница, жила гораздо хуже. Сын у Маши был неизвестно от кого, мать пила по-черному, работала Маша то там, то тут, где-то что-то подрабатывала, потому что Ваньку не с кем было оставлять.

“Как так можно жить?” – думала Валентина и тихо радовалась, что она-то все-таки ничего живет. Впрочем, Маша тоже считала, что справляется: все целы, Ванька растет.

По-разному живут люди. Как в школе – кто-то на четверки-пятерки учится, кто-то на троечки, а кто-то на те же троечки, только с минусом. И ничего – получают себе аттестаты зрелости, выходят в жизнь, а там свои табели.

Школьные психологи хорошо знают, что уровень этой самой успеваемости у детей, как правило, очень устойчив. Троечник – всегда троечник, а хорошист – всегда хорошист. И учителя хорошо знают, кто есть кто. Невозможно же объективно оценить ответ каждого ученика, а так понятно: Иванову – всегда три, а Марьиной – всегда пять, а если уж совсем ничего не выучила – тогда четыре.

Один мой клиент, Петр Иванович, жил на твердую четверку. Квартира-трешка в спальном районе, машина, жена, дети. Работал неплохо – заведовал гаражом на крупном предприятии. И всем был доволен. Жена его, правда, полагала, что можно жить получше, и любила вспоминать шутку студенческих времен: “Как расшифровать отметку “хор”? Хотел “отлично” – раздумал”.

Но однажды Петр Иванович влюбился. Нет, он, конечно, ничего такого себе не позволял, даже и в мыслях. Просто понравилась ему новая администраторша. И заметил он вдруг, что машина его – не самая лучшая в гараже, что квартира десять лет не ремонтирована и пиджак на нем позапрошлогодний. Ему вдруг захотелось поменять пиджак, купить новую машину, отправить жену с детьми на курорт в Египет. А жена не против. “Дотяни, – говорит, – до четверки с плюсом, а там и в отличники переметнись”.

Подняться на другой уровень – дело непростое. Нужно весь образ жизни менять. Малое дело – костюм новый купить, но ведь нужно за ним специально поехать, жену с собой взять, а для этого детей с кем-то оставить. А уж машина новая... Завгару, конечно, с машиной легче – сразу присмотрел. А жена тут и говорит: “Старую не продавай, я тоже на машине хочу ездить”. Удивился Петр Иванович, не было у них такого раньше, но согласился: “Менять так менять”. Только старую машину все равно продал, а жене маленькую иномарку купил.

Тут оказалось, что жена выглядит гораздо моложе, чем он привык ее видеть. Да и приодел он ее – не все же администраторше по последней моде наряжаться. Потом выяснилось, что старый друг Петра Ивановича задумал собственное дело открыть – автомобилями торговать – и позвал Петра Ивановича в компаньоны. Новая жизнь началась.

Петр Иванович потом дочке-первоклашке внушал: “Постарайся сразу на отлично учиться. Отличникам легче, им жизнь улыбается. Ну а если даже сразу не получится, все равно потом догоняй, набирай обороты”. Как себя определишь, так и жить будешь.