Полис доходности


В ближайшие три года сборы по ОСАГО будут расти в среднем на 8% в год и составят у “РЕСО-Гарантии” $252 млн по итогам 2009 г., говорится в аналитической записке Dresdner Kleinwort, приготовленной для потенциальных покупателей акций российского страховщика (о переносе IPO см. заметку на стр. Б1). За прошлый год РЕСО продало полисов ОСАГО на $202 млн, что обеспечило ему долю рынка на уровне 10%. В этом сегменте РЕСО отстает только от “Росгосстраха”, доля которого в ОСАГО приближается к 30%.

Говорить о том, что половина сборов по ОСАГО идет в доход РЕСО, неверно, предупреждает менеджер одного из инвестбанков, оценивавших страховщика: непонятно, какие расходы компания несет на продаже и обслуживании договоров ОСАГО. Комиссия агентов по закону предусмотрена на уровне до 10% собранной премии, но в реальности на их вознаграждение страховщики могут тратить до 30%, признают участники рынка. Для сравнения: в добровольном автостраховании рентабельность 9–10% достигается при уровне выплат не более 70% от премий, оценивает гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев.

В отчете Dresdner не указывает, на каком основании пришел к такому выводу и какими данными пользовался. Известно только, что инвестбанк сопоставлял сборы и выплаты по конкретным договорам. Но с рыночной тенденцией данные инвестбанка совпадают: по ОСАГО страховщики собирают вдвое больше, чем выплачивают, гласит российская статистика. По итогам 2006 г. они увеличили сборы по автогражданке на 18% до 63,8 млрд руб., возместив 31,7 млрд руб. (на 20,1% больше, чем годом ранее).

Сами страховщики неоднократно жаловались, что ОСАГО – так себе бизнес и к 2009 г. многие участники рынка могут покинуть сегмент. Ведь по закону об ОСАГО максимальная прибыль не может превышать 5% от сборов. Все, что свыше, компании обязаны направлять в специальные резервы. Законом предусмотрено, что 23% от собранной премии у компании отнимают расходы на продвижение ОСАГО. По последнему исследованию по заказу Страхнадзора за год удвоилось (с 1,9% от общего количества компаний на рынке до 3,7%) число страховщиков, у которых выплаты по автогражданке превышали премии, а 27% участников рынка ОСАГО приблизились к критическому порогу убыточности или преодолели его.

Сетовала на низкую рентабельность этого бизнеса и “РЕСО-Гарантия”. Глава совета директоров компании Сергей Саркисов заявил в ноябре 2005 г., что если правительство не повысит тарифы, то РЕСО может покинуть рынок ОСАГО. По итогам девяти месяцев того года РЕСО уже занимало 2-е место по количеству проданных полисов после “Росгоссстраха”. Текущую убыточность в РЕСО тогда оценили в 94%. То есть с учетом предусмотренных законом расходов в размере 23% компании оставалось лишь 6% собранной премии.

По итогам всего 2005 года компания направила на выплаты по ОСАГО ровно половину премий, говорится в материалах Dresdner Kleinwort. В 2006 г. эта доля повысилась до 51%, а в последующие три года сохранится на уровне 50%, предполагает инвестбанк. В материалах лишь говорится, что прогнозы базируются на предшествующем опыте РЕСО. А одним из основных рисков называются популистские меры со стороны регулятора по пересмотру тарифов ОСАГО или увеличения лимитов выплат.

Работа в сегмента ОСАГО получается для РЕСО более прибыльной, нежели в классическом автостраховании (каско) – там в ближайшие три года на выплаты будет уходить 78% полученной премии, а сборы согласно прогнозам будут расти в ближайшие три года в среднем на 23% и составят по итогам 2009 г. $554 млн. О планах сворачивать деятельность в сегменте каско РЕСО не заявляло.

Ожидания в отношении доли выплат по ОСАГО у РЕСО излишне оптимистичны, считают страховщики. Доля выплат увеличится за год-два до 70% из-за растущего числа обращений, а также увеличения максимальной суммы выплат пострадавшим в ДТП, говорит Григорьев. 50%-ное соотношение выплат к сборам реально удерживать только в Москве, где полисы дороже, отмечает президент компании “Наста” Гарри Делба.

Страховщики нередко сгущают краски, чтобы не дать повода для понижения тарифов, предупреждает эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Анжела Долгополова. Ранее они ратовали за их повышение, но затем отказались от этой идеи. До президентских выборов в 2008 г. базовая ставка тарифа ОСАГО меняться не будет, признал в прошлом году заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин.

Показатель в 50% по доле выплат от сборов ОСАГО вполне по силам РЕСО, уверена Долгополова. Крупные компании могут позволить себе не работать в регионах, где завышены тарифы, а концентрироваться на наиболее доходных сегментах рынка, например мощные автомобили в Москве, поясняет Долгополова. Доля выплат до 70% приемлема для большинства страховщиков, убеждена Долгополова. Представители РЕСО уверяют, что рентабельность ОСАГО – 6%, в Dresdner отказались от комментариев.