ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Напрасные слова


Выступление министра транспорта Игоря Левитина на заседании правительства, посвященном дорожному строительству, не привлекло бы такого внимания СМИ, если бы не “пендель” Фрадкова. Чем ближе выборы, тем в голосе премьера больше стали, а в лексике – выражений, понятных простому народу. Видимо, это должно демонстрировать озабоченность власти повседневной жизнью своих граждан.

Но если уж рассуждать в таких терминах (“пендель”), то автор этого способа экономических подвижек попал бы под раздачу одним из первых.

Поставленные в упрек министру 100 млрд руб., дополнительно выделенных на 2007–2009 гг., – сумма, несомненно, большая. Если смотреть на ее абсолютную величину. Но что она есть по сравнению с потребностями или хотя бы с размером финансирования в прошлые, не такие финансово сытые годы? Сегодняшние потребности в финансировании дорог – 700–800 млрд руб. в год, а предусмотрено выделить дополнительных средств в 2008 г. порядка 211,4 млрд руб. (при ранее запланированных 144 млрд) и в 2009 г. – 222,6 млрд руб. (при плановых 156,9 млрд). При этом на содержание региональной дорожной сети в 2006 г. было выделено вдвое меньше средств, чем в 2000 г. Дефицитный бюджет выделял на эти нужды 300 млрд руб., а нынешний профицитный – 150 млрд. Логику, а также дальновидность в этом найти сложно.

О приоритетности дорожного строительства, некоем финансовом прорыве в этой сфере говорить не приходится. Удвоение финансирования в 2006 г. по сравнению с 2005-м – это попытка выдать наполовину пустой стакан за наполовину полный. У нас Федеральное дорожное агентство строит дорог не столько, сколько нужно нам, россиянам, нашей экономике, а ровно столько, сколько выделят денег.

Если не забывать, что лишь 37% федеральных дорог и 24% территориальных отвечают установленным нормативным требованиям, то становится ясно, что и адекватное финансирование дорожного строительства, и усиление контроля над расходованием этих средств надо было начинать еще вчера. В докладе министра транспорта сказано, что “плотность дорожной сети Российской Федерации в расчете на единицу площади территории и на одного жителя от 2 до 25 раз ниже, чем в странах Европейского сообщества, США и ряде быстро развивающихся стран Азии”. Там же прозвучала и цифра экономических потерь от плохого состояния наших дорог – 3% ВВП.

Грозные нотки в голосе премьера – это не показатель озабоченности проблемой, поскольку никакие “пендели” не заменят отсутствующих дорожных фондов, ликвидированных в свое время. Только их воссоздание, аккумулирование там огромных средств, получаемых тем или иным путем от автомобилистов, и направление этих средств на строительство и ремонт дорог могут способствовать качественному рывку в решении нынешних, как снежный ком увеличивающихся дорожных проблем.

Для этого новому составу Госдумы крайне необходимо пересмотреть в том числе Налоговый кодекс, запрещающий налоги обратной связи (отчисления акцизов и налогов от продажи топлива, транспортных налогов и проч. на финансирование дорожного строительства). Именно такое целевое направление средств автомобилистов на дороги принято во многих странах. И именно дороги характеризуют степень цивилизованности любой страны.