ВЕКТОР


Что будет с “Газметаллом”

“Газметалл” в начале года вел переговоры о слиянии с украинским “Индустриальным союзом Донбасса” (ИСД), но до сделки, видимо, пока еще не близко – “Газметалл” уже ищет другие возможности для слияния. Гендиректор “Металлоинвеста” (управляет “Газметаллом”) Максим Губиев заявил, что консультации по объединению активов ведутся с “Северсталью”, причем процесс идет как на уровне акционеров, так и на уровне менеджмента. Представитель “Северстали” это не комментирует, а источник в самой “Северстали” – отрицает. Кроме нескольких мимолетных разговоров Алишера Усманова (одного из совладельцев “Газметалла”) и Алексея Мордашова (владельца “Северстали”) ничего не было, уверяет еще один источник, близкий к “Северстали”.

У “Газметалла” могут быть и другие варианты. К примеру, Усманов дружен и с новыми акционерами “Евраза” – Романом Абрамовичем и его партнерами; на российский рынок давно хочет зайти и ArcelorMittal.

Но наиболее логичной для “Газметалла” все же кажется сделка с ИСД. Чтобы удачнее провести IPO (Губиев говорит, что это вопрос конца 2008 г., а может, даже 2009 г.), “Газметаллу” предпочтительнее избавиться от нынешнего перекоса в сторону руды и обзавестись новыми активами в металлургии. Слияние с не обеспеченным собственным сырьем ИСД в отличие от альянса с “Северсталью” или “Евразом” решило бы эту проблему. Но договориться по долям в объединенной компании акционерам ИСД и “Газметалла” будет нелегко. “Газметалл” планирует консолидировать на балансе акции австралийской Mount Gibson, выкупив их у своих акционеров, говорит Губиев. С этим активом банки оценили “Газметалл” для сделки с ИСД в $15 млрд. ИСД аналитики оценивают в $5–6 млрд, а значит, украинские акционеры могут получить в объединенной компании лишь 30% акций, и это их может не устроить.

Навязанная любовь к Родине

Аналитики Ernst & Young провели глобальное исследование рынка IPO в 2006 г., который они оценили в $246 млрд. Аналитики пришли к выводу, что 90% компаний, выходящих на биржу, предпочитают размещаться там, где у них сосредоточен основной бизнес. Это прямое следствие глобализации рынков капитала – на “родном” рынке инвесторы лучше разбираются в преимуществах компании, а международные инвесторы, которые заинтересованы в приобретении акций нового эмитента, готовы делать это и за границей.

На первый взгляд в России ситуация мало чем отличается от глобальной. Все российские компании проводят IPO в Москве. Однако большинство из них часть акций, иногда и большую, продает за границей – в основном в Лондоне. Более того, многие компании с радостью отказались бы от российской части размещения, навязанной им Федеральной службой по финансовым рынкам, – в раздвоении ликвидности ничего хорошего нет. Например, стоимость акций МТС в Нью-Йорке на этой неделе была почти на 25% больше, чем в Москве. Видимо, международные инвесторы, несмотря на победные реляции ФСФР, все-таки чувствуют разницу между российскими акциями и ADR.