Не растет


В позапрошлом году Олег Дерипаска мог быть доволен итогами работы “Союза” – за 2005 г. активы банка выросли на 50% до 62,8 млрд руб., а прибыль – в восемь раз до 2,9 млрд руб. В том же году “Союз” стал активно развивать розничный бизнес. Однако в 2006 г. итоги работы банка оказались не столь радужными. Активы “Союза”, судя по консолидированной отчетности банка по МСФО, выросли за прошлый год на 10,6% до 69,5 млрд руб., а прибыль и вовсе упала на 0,5% до 2,8 млрд руб.

Не слишком впечатляюще на общем фоне (48%-ный прирост по всей системе) выглядит увеличение кредитного портфеля “Союза” на 6% с 30,4 до 32,3 млрд руб. Впрочем, объем кредитования граждан вырос за год в полтора раза с 5,4 до 8,2 млрд руб. Займы физлицам по объему вышли на 1-е место в кредитном портфеле банка и теперь составляют четверть от него. Объем вкладов граждан рос еще стремительнее – на 75% с 4,4 до 7,7 млрд руб. Доля физлиц в депозитном портфеле достигла 24%, хотя годом ранее она составляла 18%. В сегментном анализе отчета банка показаны результаты столь динамичного развития розничного бизнеса – чистый убыток этого направления составил 243 млн руб. Годом ранее он равнялся 187 млн руб.

“Ничего удивительного в этих убытках нет, – считает зампред правления банка Владимир Изутин. – В рознице можно зарабатывать лишь на масштабах, а эти масштабы сначала нужно построить, чем мы сейчас и занимаемся”. Он пояснил, что в 2005–2006 гг. банк вкладывал миллионы долларов в развитие своей сети, бренд и IT. “Сейчас у нас инвестиционная стадия проекта, который должен повысить стоимость банка для акционеров, ведь именно наличие большой розницы позволяет увеличивать мультипликатор стоимости к капиталу банку”, – говорит Изутин. По его словам, помимо инвестиций в развитие розницы на росте прибыли “Союза” сказалась и менее агрессивная политика банка на фондовом рынке в 2006 г.

“Главное, что банк диверсифицировал свой бизнес и снизил зависимость от ценных бумаг – нас это радует, – утверждает кредитный аналитик компании Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. – Серьезным игрокам на розничном рынке приходится вкладывать значительные средства в развитие бизнеса, которые окупятся лишь в долгосрочной перспективе”. Для Moody’s принципиально то, что банк способен генерировать прибыль устойчивыми темпами, добавляет аналитик этой компании Андрей Артихин.