Россия – это водка


По заказу British Telecom исследовательская компания Datamonitor опросила 800 топ-менеджеров компаний (оборот – от $10 млн до свыше $1 млрд) из США, Великобритании, Германии и Франции об их отношении к экономикам стран BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка).

35% опрошенных не знали, как называется российская валюта, 14% уверены, что главный продукт, производимый Россией, – водка. Знания опрошенных об экономиках других стран BRICS еще более скромны. Валюту Бразилии не знают 88%, Индии – 55%, Китая – 78%, Южной Африки – 65% респондентов.

Респонденты Datamonitor склонны смотреть на партнеров из BRICS свысока. 72% считают, что компании из этих стран менее развиты технологически и им трудно конкурировать на международной арене.

Тем не менее 61% считает, что для их бизнеса жизненно важны контакты с BRICS. Наиболее активны промышленные компании (82% уже сотрудничают с компаниями из этих стран), за ними следуют финансовые услуги, телекоммуникации, СМИ, ритейлеры. Наиболее низка вовлеченность в сотрудничество с BRICS у образовательных и медицинских компаний – 30%.

Россия – самая непопулярная из экономик BRICS. На вопрос, в какой стране BRICS они предпочитают вести бизнес, Россию назвали лишь 6% опрошенных менеджеров из США, 3% – из Британии, 10% – из Франции и 9% – из Германии. Для сравнения: в Индии предпочитают вести бизнес 42% руководителей из США, 32% – из Британии, 21% – из Франции и 24% – из Германии. В пользу Китая высказались 23% американцев, 28% британцев, 23% французов и 18% немцев.

Основные проблемы для ведения бизнеса с BRICS у респондентов – безопасность информации, различия в законодательстве и угроза политического вмешательства. Все три проблемы одинаково остры в России и Китае – их назвали, соответственно, 19%, 21% и 21% респондентов.

“Трудно вообразить, как люди, считающие, что главный продукт России – водка, могут знать о существующих в России рисках”, – говорит экономист “Траста” Евгений Надоршин. Китай, несмотря на схожий с Россией набор угроз, давно привлекает иностранные инвестиции и поэтому лучше известен и более привлекателен для западных компаний, считает он. Очевидно, что большинство опрошенных не имеют опыта практической работы в BRICS, поэтому их мысли сформированы сообщениями СМИ, говорит Кирилл Тремасов из Банка Москвы. А освещение в СМИ России в последний год стало особенно негативным.