АНАТОМИЯ ЗДАНИЯ: Сказка для взрослых


По данным компании Jones Lang LaSalle (JLL), количество офисных центров, строящихся в Москве, неуклонно растет. Но офис не может пустовать. В нем должны работать люди, на то он и офис. А это, в свою очередь, означает, что растет и количество “не таких, как все”. И все больше времени по разным причинам сотрудники проводят на рабочем месте. А для некоторых ежедневное пребывание в офисе дольше, чем положенные по КЗоТу восемь рабочих часов, стало нормой.

Именно длительность пребывания персонала в офисах подтолкнула некоторых работодателей к мысли, что необходимо создать работникам более комфортную и гармоничную обстановку. По словам опрошенных “Ведомостями” топ-менеджеров и владельцев бизнеса, только материальная мотивация уже не работает, если надо заставить сотрудника работать с полной отдачей и повышать свою квалификацию. И многие руководители ищут нетривиальные решения.

Унылая и монотонная серо-черно-белая гамма стандартного офисного интерьера, по словам психологов, частенько вызывает не только усталость, раздражение, но и желание поскорее покинуть рабочее место. Поэтому в некоторых компаниях помещения оформлены не совсем обычно. К числу “необычностей” относят и искусственный мех оранжевого цвета, и морскую тематику, и даже приглашение специалистов из Китая, чтобы оформить интерьер по фэн-шуй.

Все для народа

Татьяна Сурикова, арт-директор “Дизайн-студии Суриковой” считает такие усилия не напрасными. Она уверена: офис – визитная карточка компании и своего рода внутренняя реклама. Человек, обратившийся в компанию, буквально с порога должен понимать предлагаемый ему подход. А первое впечатление почти всегда самое сильное. Интерьер, отмечает дизайнер, должен дать потенциальному клиенту абсолютную уверенность – он сделал правильный выбор.

Игорь Куценко, президент группы Orange, говорит, что именно идея нематериальной мотивации подтолкнула его к созданию нестандартного оформления рабочих мест. Первым шагом стал поиск оригинального по планировке и архитектуре здания. Компания остановила свой выбор на старом, давно не работающем заводе. К слову, такое решение не является единичным. Компания Farm House также арендует бывшие производственные площади на территории Бадаевского пивзавода. Стоит отметить, что лофт в последнее время стал очень популярным. Арендаторов таких площадей вовсе не смущает класс B. В этом случае сэкономленные от аренды деньги, как правило, и используются на оформление интерьеров.

А в офисе Московского речного пароходства (МРП) раньше чего только не располагалось. Роман Троценко, президент группы компаний МРП, рассказывает, что в 1927 г. площадку занимала Советско-американская выставка, чуть позднее – конторские помещения Всесоюзной строительной выставки. В 1950-х гг. – помещения одного из институтов Академии наук, в котором ученые-ядерщики отрабатывали полученные тюремные сроки. Напоминанием об этом периоде служит высокий забор с пиками. Позднее в этом здании размещались гаражный и слесарный цеха. Поэтому, продолжает Троценко, когда нашлись чертежи 1936 г., были запрошены архивные документы и принято решение воссоздать здание “в первоначальном виде, но в современном прочтении”.

Тарас Нечипоренко, генеральный директор компании Farm House, считает, что дизайн офисного пространства в большинстве случаев диктует сам арендатор, исходя из собственных вкусов. Он рассказывает, что когда компания нашла себе подходящее помещение, то договорилась с местной администрацией “о некоем зачете по деньгам” (о подробностях Нечипоренко предпочел не распространяться) и отремонтировала офис с помощью местного подрядчика по собственным эскизам в стиле industrial. Нечипоренко называет этот стиль современным, динамичным, и уверен, что такая обстановка позитивно влияет на менталитет и тонус сотрудников. А также на посетителей и контрагентов компании.

Сделай сам

Не все компании, отдавшие предпочтение “неформатному” оформлению, привлекали для его разработки специалистов в этой области. Например, Игорь Куценко рассказал, что изначально они обратились к дизайнеру и даже заплатили ему аванс в размере $15 000 за разработку концепции. Но все его идеи, говорит Куценко, были либо нереально дорогими, либо абсолютно нежизнеспособными. Например, он предложил в одной из комнат, высота потолков которой на месте стыка составляла 8 м, сделать подобие библиотеки. А именно – из картона создать муляжи книг в одинаковом стиле и таким образом “закрыть” все стены вплоть до потолка. Понятно, продолжает Куценко, что местные проверяющие органы ни за что бы не разрешили такую отделку. Она является на все 100% пожароопасной и напрямую противоречит нормам и требованиям, предъявляемым в этой области. Поэтому в итоге весь дизайн в Orange разрабатывали самостоятельно.

Однако есть компании, в которых к созданию и оформлению рабочего пространства подходят глобально. К примеру, несколько лет назад компания Telenor Fornebu разрослась до 40 офисов, разбросанных по всему Осло. Тогда и было принято решение построить единый офисный центр для сотрудников. К строительству комплекса площадью 140 000 кв. м были привлечены не только архитекторы, инженеры и дизайнеры, но и психологи. А цена этого проекта составила $50 млн.

Татьяна Сурикова говорит, что к профессионалам обычно обращаются те, кто попросту не имеет свободного времени на полет творческой фантазии. Заказчики, рассказывает Сурикова, обычно только высказывают свои пожелания или в крайнем случае критикуют детали проекта, если им что-то не нравится. Однако их пожелания далеко не всегда возможно воплотить по объективным причинам. Именно поэтому нужно обращаться к специалистам в области дизайна и проектирования, считает она.

На московском рынке, по ее словам, стоимость разработки проекта составляет в среднем от $30 до $70 за 1 кв. м, если площадь помещения не более 1000 кв. м. А если больше, то цена снижается до $20 за 1 кв. м. Но, как правило, по мнению Суриковой, стоимость разработки дизайн-проекта для каждого объекта определяется индивидуально. Учитывается не только площадь, но и направление деятельности компании, стиль, техническое задание со стороны заказчика, сроки исполнения и многое другое. В таком направлении, как дизайн помещений, необходим индивидуальный подход в каждом отдельном случае, настаивает она.

Наталья Ветлугина, заместитель генерального директора компании “Новый город”, говорит, что, к сожалению, такие вещи, как оформление, никогда не бывают дешевыми. И в итоге редко обходятся меньше $1000 за 1 кв. м. Она соглашается с тем, что при выборе дизайна необходимо учитывать, чем занимается компания. Однако, добавляет Ветлугина, важно учитывать и уровень клиентов. Ведь их впечатление напрямую скажется на успехе компании.

Одним из условий при выборе помещения под офис “Нового города”, прописанным в договоре аренды, была возможностью создания внутренней планировки и интерьера исходя из пожеланий арендатора. Владельцы не поскупились на новую планировку, проект и все отделочные работы. К оформлению одного из офисов “Нового города” был привлечен китаец, специалист в области фэн-шуй. К слову, он до сих пор состоит в штате компании и, учитывая пожелания сотрудников офиса, периодически меняет и дополняет детали интерьера.

А также оказывает подобные услуги клиентам компании, которые просят об этом.

Директор департамента коммерческой недвижимости и инвестиций NAI Russia Владимир Журавлев говорит, что 90% нестандартно оформленных помещений принадлежат небольшим дизайнерским компаниям или PR-агентствам. В основном, отмечает он, это помещения площадью 400–500 кв. м, рассчитанные на небольшое количество сотрудников. Одно медиаагентство, вспоминает Журавлев, подобравшее себе помещение в деловом центре на Рижской, за разработку проекта и ремонт заплатило $200 000. Однако он не считает такую сумму показательной, ведь авторский проект создал знакомый владелицы агентства.

А в другом случае, рассказывает Журавлев, владелец многофункционального индустриально-офисного комплекса пожелал создать на территории своего объекта отдельно стоящий особняк со всеми удобствами. Проект офисного коттеджа площадью 1300 кв. м со спальней, сауной, бильярдом и проч. обошелся ему в $10 млн. А другие участники рынка, оформлявшие себе помещения с помощью дизайнеров и архитекторов, говорят о диапазоне цен от $200 до 1500 евро за 1 кв. м.

Станислав Бирюлин, руководитель отдела проектов управления строительства компании CB Richard Ellis / Noble Gibbons, уверяет, что много лет назад весь дизайн ограничивался поставкой мебели и декорированием. Какое помещение доставалось, такое и начинали отделывать, рассказывает Бирюлин. К сожалению, и в наше время от этого недалеко ушли, сокрушается специалист. Ведь в бизнес-центрах все регламентируется владельцами, а не арендаторами.

Он говорит, что есть “зона контроля дизайна”. То есть если смотреть с улицы, то все должно выглядеть одинаково: светильники, шторы и т. д. Также в 99% офисных центров, по его мнению, существуют ограничения по покраске стен, видам ковролина и другим деталям интерьера. Такие ограничения устанавливает застройщик. А также главный архитектор проекта имеет право устанавливать нормы и корректировать все, включая отделку. Поэтому застройщиком обычно определяется уже 70–80% интерьера. В таком случае самое большое, что удастся сменить арендатору, – это оттенок покраски стен, но не цвет.

Гораздо лучше обстоят дела у владельцев собственных помещений. Тогда, говорит специалист, единственным ограничением станут нормы и технические требования, предъявляемые помещениям подобного рода. Работу дизайнеров Бирюлин оценивает от $20 до 200 евро за 1 кв. м Такой разброс цен считает он, зависит от именитости дизайнера.

Удивительное рядом

Как уже упоминалось, большую роль в оформлении интерьеров играет вид деятельности компании, а также вкусовые предпочтения арендатора. Офис МРП выдержан в морском стиле. Со стен на посетителей смотрят акулы, выложенные мозаикой. Между этажами в стенах встроены корабельные винты. Роман Троценко объясняет, что идеи, воплощенные в здании, являются ярким примером “советского конструктивизма”. Внутри выдержан эффект “полутора” этажей: 2-й этаж офиса по площади меньше, чем 1-й. Остальное пространство занимают большие веранды, эксплуатировать которые можно круглый год. Расположены они над правым и левым крылом здания.

1-й этаж специально задуман под слаженный коллектив, решающий творческие вопросы, говорит Троценко, а второй отдан руководству. С 1930-х гг. остались настенные скульптуры. Посетителей встречают рабочий и колхозница, а внутри на сотрудников смотрят Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. Планировка зала 1-го этажа позволила обойтись без коридорной системы, т. е. двери кабинетов выходят непосредственно в зал. Стены, покрашенные в мягкий персиковый цвет, настраивают на спокойный лад, а металлический цвет пола, дверей и окон заставляет не расслабляться, уверен Троценко. Также по всему помещению сохранены радиаторы отопления, оставшиеся с советских времен. Они оставлены там, где и были, только теперь выкрашены в металлический цвет. А ощущение простора создает разная высота потолков.

Также остались механический ручной пресс, железная лестница времен 1930-х гг., “обкомовские” люстры в приемной на 2-м этаже. Для придания колорита в туалетах разместили дополнительные трубы и манометры. А на входе посетителей встречает оранжевая кран-балка с действующим крюком. Ощущение мистики происходящего создает лабораторная колба, заполненная непонятным пузырящимся содержимым бледно-оранжевого цвета.

В компании Orange интерьер частично обусловлен старинной архитектурой самого здания. Ведь, по словам Игоря Куценко, именно она (архитектура) позволяет делать “фантастические вещи”. Большая часть сотрудников сидит в мансардном этаже, высота потолков которого – 8 м. Это позволило сделать 2-й этаж. Когда разрабатывался стиль, рассказывает Куценко, хотелось одного – простора и уюта. А также в интерьере отражена страсть самого Куценко к путешествиям и круизам. Есть капитанский мостик, поднятый на подиум и подсвеченный изнутри. А ковролин специально заказывали в компании, которая делает все для круизов.

Кирпичная кладка с полуторавековой историей, огромные трубы вытяжки, вмурованные в стену заводские механизмы, узкие крутые лестницы. А на потолке помещения, где расположилась бухгалтерия компании, рассказывает Куценко, остался вентилятор диаметром 3 м, ведь раньше в этом месте была доменная печь. Есть Белая и Терракотовая комнаты, двухуровневый кабинет президента выдержан в колониальном стиле. Отдельного упоминания заслуживает переговорная, потолок и стены которой обшиты искусственным мехом оранжевого цвета. Пол переговорной сделан из уральского мрамора с “сахарной” фактурой. Стеклянные, абсолютно прозрачные стол и стулья. И одна прозрачная стена, через которую виден ресепшн. Кстати, посетители, входящие через ресепшн, видят стену, сделанную из оникса.

Вместо ламп дневного освещения – окна в крыше, сквозь которые смотрит небо, а ближе к сумеркам света добавляют матовые шары-светильники, подвешенные на разной высоте, и небольшие регулируемые софиты. “Your future is Orange”, – возвещает оранжевый флаг на кирпичной стене. Есть комната, стены которой покрыты граффити. Казалось бы, что именно оранжевый цвет исходя из названия компании должен был стать основным. Однако кроме переговорной и флага он использован только в настольных принадлежностях сотрудников.

Владимир Журавлев рассказал, что когда подбиралось помещение для медиаагентства, то одним из условий было обязательное наличие

2-этажной комнаты. После его оформления в главной комнате разместилась relax-зона с огромным стеклянным столом и наваленными вокруг него пуфиками. Рабочие места расположились на 2-м этаже комнаты, по границам перил однообъемного помещения. Дополнили атмосферу две металлические винтовые лестницы, ведущие в рабочую зону. Идея подобного дизайна, рассказал Журавлев, принадлежала женщине – руководителю агентства. По ее мнению, такая обстановка максимально благоприятна для креативной работы и является своеобразной визитной карточкой компании, олицетворяющей нестандартность подхода к оказываемым услугам.

Олеся Кошкина, руководитель пресс-службы холдинга “Миэль”, говорит, что офис в первую очередь должен быть удобен для людей, приходящих в компанию. Также нельзя забывать об этике и комфорте. С ней соглашаются все собеседники “Ведомостей”. Они сходятся во мнении, что нестандартная обстановка никак не мешает работе сотрудников. И, наоборот, настраивает людей на особый лад, не напрягает. В нестандартной обстановке сотрудник ощущает себя “не совсем в офисе”, а значит, никто не давит на него, чтобы он скорее выполнял свою работу. Такая обстановка помогает выстраивать рабочий график максимально эффективно, в один голос говорят те, кто работает среди этих интерьеров. А уж посетители таких офисов, по их мнению, точно не никогда не забудут, где они были. Ведь стандарт и одинаковый стиль оставляют в памяти лишь смазанную общую картину. А “неформат” запомнится ярким пятном и скорее всего заставит вернуться именно сюда.

Но стоит помнить, что ко всему должен быть разумный подход. Наталья Ветлугина вспоминает забавную ситуацию. У одной ее знакомой, владелицы туристического агентства, бизнес не шел. И тогда специалист по фэн-шуй, работающий в “Новом городе”, сказал, что мешает зарабатывать прибыль. В офисе этого агентства было несколько аквариумов с рыбками. Так вот, для нормального ведения бизнеса и зарабатывания денег количество рыб и их цветовое соотношение было неправильным. Согласно фэн-шуй должно быть определенное количество рыб и определенное соотношение черных рыб к золотым в одном аквариуме. После этого, смеется Ветлугина, работа в агентстве была парализована более чем на сутки. Потому что весь персонал сначала ловил и пересчитывал рыб в аквариумах, а потом рассаживал их согласно рекомендациям специалиста. “А вы сами попробуйте сначала поймать и пересчитать, а потом еще и рассадить их как положено”, – заключает она.