Родина портов


Концентрация отечественной экономики усиливается, констатирует Минэкономразвития в концепции развития до 2020 г., внесенной на согласование в ведомства. В столицах и богатых ресурсами сибирских регионах увеличиваются доходы населения и продолжительность жизни. Но в Туве, на юге Восточной Сибири, северо-западных и центральных областях население гораздо беднее, а продолжительность жизни меньше 60 лет.

Богатые регионы привлекают переселенцев, а население отстающих областей сокращается. Через 20 лет во Владивостоке, Хабаровске, Красноярске, Новосибирске и Иркутске число жителей уменьшится на 10–15%, прогнозирует Минэкономразвития. Волгоград потеряет статус города-миллионника. Та же участь ждет Самару и Урал, число городов-миллионников сократится вдвое, до Екатеринбурга и Уфы. Зато население Москвы к 2026 г. увеличится на 10%, прибавится жителей в Тюмени, Воронеже, Белгороде, Курске, в портовых городах на юге страны.

Чтобы несырьевые и удаленные от портов области догнали богатые регионы, Минэкономразвития предлагает повысить мобильность населения и бизнеса. Ставка сделана на развитие транспортной системы: появятся высокоскоростные железные дороги, бюджетные авиакомпании, вырастут объемы паромных перевозок на Балтике. По типу “эшелонного” порта Роттердама будут организованы порты Ленинградской области (порт + железнодорожные узлы и логистические комплексы). Будут модернизированы порты в Архангельске, азовско-черноморские, Астрахань и Ростов-на-Дону. На Дальнем Востоке построят портовые комплексы, похожие на гигантские порты “азиатских тигров”. К 2020 г. в России будет 10 аэропортов-хабов – в частности, в Москве, Новосибирске, Красноярске, Петербурге.

Стоимость этой программы Минэкономразвития не называет.

Развитие портов в Ленинградской области и Краснодарском крае необходимо, но они и так развиваются динамично, отмечает аналитик Standard & Poor’s Борис Копейкин. Портовая программа в этих регионах больше скажется на их собственном благополучии, чем на экономическом регионов-соседей, полагает он.

Минэкономразвития планирует активно развивать Восточную Сибирь. Прирост производства энергии обеспечат Богучанская ГЭС, новый каскад ГЭС на Ангаре. В районах добычи угля (Красноярский край, Кузбасс) будут построены электросети, расширится сеть авто- и железных дорог на востоке и севере страны.

Развитие инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока перспективно: туда постепенно смещается центр добычи ресурсов, считает директор Института региональной политики Булат Столяров. Вес Красноярского края, Иркутской области, Якутии и Сахалина в добыче нефти и газа, цветной металлургии все больше, отмечает он. Но некоторые проекты – например, дорога Магадан – Якутск, дороги на Приполярном Урале и севере Сибири могут стать “закапыванием денег в тундре”, опасается Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики.

Сибирь перестанет быть исключительно сырьевым регионом, надеется Минэкономразвития. В Новосибирске, Тюмени и Кемеровской области будут построены технопарки, национальный университет откроется в Красноярске. Все это сгладит неравенство в развитии регионов, полагают чиновники.

Основными драйверами экономики останутся агломерации, сырьевые регионы, порты и транспортные узлы, считает Столяров. Поэтому цели, которые ставит Минэкономразвития, ему кажутся верными. Точки развития выбраны правильно, соглашается Зубаревич. Но у Минэкономразвития явно завышены ожидания, полагает она: меры, предусмотренные концепцией, не смогут сгладить региональные различия. Эти меры направлены на поддержку уже развитых территорий и создание новых зон развития в регионах, богатых ресурсами.