Улыбка на приводе


Михаил Бару признается, что компания Stilcar создавалась в основном для самореализации. Но идея киткаров родилась не сразу. “Мы могли бы продавать мелкосерийные копии старинных автомобилей, таких как, например, “ягуары” начала века. Но ездить на них жалко, их содержание обходится очень дорого, – объясняет Бару. – Можно делать реплику (копию) такого автомобиля, но в ней уже не будет харизмы подлинника. Мы выбрали третий, промежуточный путь: когда винтажная отделка с применением натурального дерева, кожи и хромированного металла сочетается с современными технологиями”. В такой формат попадает автомобиль Caterham Super Seven, который производит английская компания Caterham. Легендарную “семерку” (Lotus Seven) в 50-х гг. ХХ в. создал знаменитый английский гонщик Колин Чепмен, выпускала машину английская компания Lotus. В 1973 г. все права на производство автомобиля приобрела другая английская компания – Сaterham, которая наладила выпуск более совершенной модификации автомобиля Lotus Super Seven.

Кит с документами

“Caterham – одна из немногих иностранных компаний, которая предоставляла полный пакет документации для легкой и быстрой сертификации автомобилей в России”, – объясняет заместитель директора Stilcar Константин Быстров. Это действительно существенное преимущество, потому что сертификация – головная боль всех сборщиков киткаров. “Машину индивидуальной сборки сертифицировать в нашей стране невозможно, – заявляет начальник отдела сертификации продукции САТР-фонда Александр Щепкин. – Для сертификации автомобиля нужны документы, подтверждающие его безопасность. Если таких документов нет, надо проводить испытания с разрушением автомобиля. А когда автомобиль в одном экземпляре, после испытаний сертифицировать уже нечего”. Щепкин утверждает, что сертифицировать в России можно только серийные автомобили. “Для таких энтузиастов, как мы, в законодательстве есть лазейка в виде мелкосерийной сборки”, – подтверждает президент Cobraclub (продажа китов американской машины AC Cobra) Александр Мельников. “Катерхэм” – машина мелкосерийного производства, к которой прилагались документы Din Gost Tuv, признанные в Европе, – говорит Бару, – поэтому мы без особых сложностей получили сертификат соответствия транспортного средства на серию этих автомобилей”.

С идеями и без

Не уходя с основных мест работы (Бару – ведущий менеджер компании, занятой поставками овощей и фруктов, Быстров – коммерческий директор компании “Алкор-яхты”), единомышленники создали компанию Stilcar. Стартовый капитал – 40 000 фунтов стерлингов – взяли в долг и потратили на первый кит Caterham Super Seven. Собранный из него автомобиль в 2004 г. купил русский бизнесмен, долгое время работавший в Англии. “Он нашел нас через сайт, – вспоминает Бару. – Он много раз видел эти машины, ему даже объяснять ничего не пришлось”.

Базовая версия автомобиля стоит от 33 000 до 61 000 фунтов стерлингов. “Если она удовлетворяет клиента, то улучшать ее нет смысла. Тогда модель приезжает в Россию в собранном виде, проходит предпродажную подготовку, регистрацию и продается уже с номерами, – объясняет Бару. – Если у покупателя есть идеи, надо брать кит и собирать здесь. Когда покупатель хочет машину в стиле 30-х гг., мы делаем дизайн-проект и под него собираем машину, применяя все современные приемы тюнинга вплоть до индикации панели управления на лобовом стекле”. По словам Бару, тюнинг может стоить больше, чем половина автомобиля в базовой комплектации. “Мы больше зарабатываем на уже собранной машине, потому что меньше с ней возимся”, – признается Быстров. Он утверждает, что рентабельность их деятельности составляет 15–20%.

Из одного колхоза

До 100 км/ч “катерхэм” разгоняется за 3,8 секунды. Продается значительно медленнее. Владельцы Stilcar называют бизнес “небыстрым”. Каждая машина идет на заказ с предоплатой 50%, после которой клиент ждет около четырех месяцев, но перед этим он обычно еще долго думает. “Некоторые переписываются с нами год, еще год занимают ожидание машины и тюнинг. Но для машины-мечты это нормально”, – считает Бару. Москвич Вячеслав Крылов уже год выбирает себе киткар. “Созреваю”, – признается он. Но не медлительность клиентов главная проблема Stilcar. “Люди не всегда способны адекватно оценить киткар. Многие считают, что дорогой автомобиль должен быть черным и серийным”, – говорит Быстров. “Все наши автолюбители как из одного колхоза, – категоричен Мельников, – они скорее купят такой же, как у соседа, “мерседес”, чем уникальную спортивную машину”. У Бару есть даже способ определения потенциальных клиентов: “Это люди, которые не боятся ездить без крыши”.

На уровне хобби

“Рынок киткаров в России совершенно не развит”, – говорит Бару. “Stilcar – единственная компания, которая привозит киты. Все остальные игроки рынка – частники”, – утверждает Крылов. “Stilcar продает настоящую английскую легенду – маленький автомобиль, сочетающий низкую посадку и высокую мощность на единицу веса, – комментирует владелец интернет-портала Kitcar.ru Алексей Ионов. – В таком масштабе, как Stilcar, больше в России никто продажей китов не занимается”. Киты шотландского спорткара Fisher Fury привозит в Россию москвич Дмитрий Трофимов, для которого киткары – хобби. “Три года назад я привез из Шотландии шесть китов, мы их здесь собирали и продавали по цене от $15 000 до $30 000, три машины уже проданы”, – рассказывает Трофимов. Он считает, что киткар – автомобиль не для всех. “По характеристикам они близки к дорогим мотоциклам, в пробках в них не постоишь, ездить лучше за городом”, – утверждает он. Несмотря на то что Трофимов – профессиональный маркетолог, российский рынок киткаров он оценивать не берется. “Об этих машинах знают не больше 1% потребителей. Рынок киткаров можно сравнить с российским рынком экзотических животных, например крокодилов или коала”, – смеется Трофимов. По его мнению, рынок киткаров в России появится, когда их начнут продавать и рекламировать автосалоны.

“Пока не решен вопрос с регистрацией киткаров, рынка не будет, – категоричен Ионов. – Только единицы готовы ходить по инстанциям, чтобы легализовать автомобиль”. “Чтобы растаможить посылку с деталями, надо всю ночь провести на таможне”, – жалуется профессиональный бренд-менеджер марки Mercedes Александр Мельников из Cobraclub. Для него и его брата Юрия сборка из китов легендарной “кобры” – тоже хобби. “Два года назад мы привезли из США шесть китов, пять уже продали. Кит продается без мотора, заднего моста и коробки передач, которые надо брать с машины-донора (“форд мустанг”), стоимость такого кита в США – $15 000, в России – $33 000. Собранная нами машина стоит около $100 000”, – рассказывает Мельников. “Если решится вопрос с регистрацией, рынок тут же откроется для более дешевых комплектов стоимостью $10 000–15 000”, – уверен Ионов. “В Европе можно купить кит автомобиля за 2000–5000 евро, я даже думал привезти и собрать кит самостоятельно, но решил не связываться с растаможкой и регистрацией”, – делится Крылов. Эстонская компания Race Tech продает кит-реплику Super Seven всего за 4000 евро. “В Эстонии нет проблем с регистрацией самодельных автомобилей и киткаров”, – комментирует владелец компании Вальтер Теппан.

Из области экзотики

По данным аналитического агентства “Автостат”, емкость российского рынка новых легковых автомобилей в 2007 г. составит $44,32 млрд, превысив емкость рынка в 2006 г. на 30%. Доля иномарок будет составлять 70% рынка. “Киткары, как сегмент авторынка, я бы отнес к области экзотики, – комментирует заместитель директора агентства “Автостат” Сергей Удалов. – В ближайшие годы продажи киткаров могут быть сравнимы с числом продаж таких машин, как Lamborghini, Ferrari, Maserati, даже не в силу дороговизны китов, а в силу ограниченности круга покупателей, способных на этот шаг. То есть в год будет продано не больше 50–100 комплектов”. Немногочисленные игроки российского рынка киткаров с этой оценкой согласны. “Я думаю, что в России сейчас ездит 50–80 киткаров общей стоимостью не больше $2 млн”, – предполагает Ионов. “Рынок наконец-то начал появляться”, – утверждает Бару. И добавляет, что Stilcar непременно выиграет на этом рынке, потому что создатели компании знают, чего хотят.