ВЕКТОР


Второе пришествие “Итеры”

Еще лет пять назад “Итера” была крупнейшим поставщиком газа на рынки стран СНГ: во времена первого предправления “Газпрома” Рема Вяхирева монополия добровольно рассталась с частью рынка ближнего зарубежья в пользу “Итеры”. Одним из самых лакомых кусков для компании были поставки туркменского газа на Украину. В качестве оплаты за транспортировку украинская сторона, как писали тогда “Ведомости”, отдавала “Итере” более 40% газа, которые компания самостоятельно поставляла напрямую крупным промышленным потребителям Украины. Но к 2003 г. новая команда “Газпрома” отлучила “Итеру” от поставок туркменского газа, передав это право другим трейдерам.

Но надежды вернуться в Туркмению – правда, в ином качестве – “Итера” не теряет. Еще в 2002 г. вместе с “Зарубежнефтью” и “Роснефтью” компания учредила СП для работ в туркменской части Каспия. Тогда проект развития не получил. Но в пятницу по итогам встречи главы “Итеры” Игоря Макарова с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым туркменское информационное госагентство сообщило, что стороны обсудили “возможность участия “Итеры” в разработке богатейших морских месторождений сразу на нескольких блоках в туркменском секторе Каспия, над проектами которой сегодня работают специальные рабочие группы”. И, вполне возможно, обсуждение это оказалось вполне предметным. Ведь то же госагентство передало, что “Итера” уже собирается вложить более $600 млн в сооружение на побережье Каспия карбамидного завода, а основным сырьем для такого производства должен быть природный газ.

Банки не для расчетов

Собственный расчетный банк был в распоряжении многих крупных российских компаний. Не стали исключением и металлургические холдинги. Впрочем, контроль над такими банками оказался для металлургов не слишком принципиальным. Так, еще в 2001 г. “Северсталь” объявила, что получила 8,7% акций питерского Промышленно-строительного банка в обмен на контроль над Череповецким меткомбанком, который был преобразован в филиал ПСБ. Расчетный банк Магнитогорского меткомбината недавно стал собственностью Газпромбанка. А вскоре контрольный пакет акций Липецккомбанка перейдет от Новолипецкого меткомбината к “Зениту”.

Металлурги давно пользуются услугами иностранных банков, а зарплатные проекты на собственных комбинатах, как и многие другие непрофильные виды бизнеса, им проще передавать на аутсорсинг. Но это вовсе не означает, что таких совладельцев российские банки больше не получат. Их акции могут быть либо финансовой инвестицией, либо желанием иметь подобную структуру про запас.