НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Целуйте лягушек


Честер Барнард, названный в середине прошлого века журналом Fortune самым интеллектуальным менеджером США, полагал, что главная задача топ-менеджера – коммуникации. Спустя полвека эта тема так и не стала главной для менеджеров: например, в ведущих мировых школах бизнеса курс по деловому общению, как, впрочем, и в российских, не фаворит: он стоит лишь в четверти учебных планов. Талантливый руководитель и блестящий публицист Дарси Резак вновь обращает читателя к этой теме – только делает это не в сухой академической манере, а через метафоры, используя сказочных персонажей.

Почему же эту книгу, ставшую бестселлером во многих странах мира, журнал Town and Country назвал справочником коммуникатора? Во-первых, в ней обобщен опыт проведения сотен презентаций как для лидеров бизнеса, так и для государственных лиц, ректоров университетов и руководителей деловых сообществ. Во-вторых, и это важно, за, казалось бы, легкой манерой изложения скрыт серьезный научный фундамент, в основе которого лежит феномен “тесного мира”.

Впервые он был открыт социальным психологом Стэнли Милграмом в 1967 г. Он разослал 160 писем случайно выбранным адресатам в штатах Небраска и Канзас, попросив их доставить письмо фондовому брокеру в Бостон, используя только личные связи и контакты. В итоге Милграм подсчитал, что для выполнения задания участники исследования задействовали в среднем шесть контактных лиц. Это явление называется с тех пор “шестью рукопожатиями”, или “шестью степенями отчуждения”. В конце 90-х математики Корнуэльского университета Дункан Уоттс и Стив Строгатц, продолжая исследование Милграма, “заметили, что, для того чтобы соединить между собой любые две точки, достаточно соединить несколько случайно выбранных точек, лежащих в плоскости между ними”. Их главный вывод может показаться фантастическим: “Чтобы познакомиться с человеком, от которого вас отделяет полмира, потребуется всего лишь восемь рукопожатий”. “Добавьте третью случайную связь, – пишет Резак, – и количество рукопожатий сократится до пяти”.

Каждый читатель сможет усвоить главный УРОК Дарси Резака. Это аббревиатура четырех шагов процесса общения, где У – установление визуального контакта; Р – рукопожатие; О – обмен визитными карточками; К – коммуникация, ведение диалога. Кстати, Резак пишет не только о европейском деловом этикете. Есть в книге networking по-японски с его самым важным инструментом – визитной карточкой “мейши”. В бизнесе Японии до сих пор существует строгая вертикальная иерархия, и прием визитки – целый ритуал: “Наклонитесь вперед на 40 градусов, возьмите визитную карточку обеими руками, внимательно ознакомьтесь с ее содержанием, прежде чем положить в визитницу. Затем, также держа обеими руками, предложите свою визитную карточку собеседнику, заранее убедившись, что подаете ее лицевой стороной, так, чтобы сразу можно было прочитать ее”.

Есть в книге и другие уроки. Например, урок общения топ-менеджера с посетителями. “Как только руководитель берет в помощники какого-нибудь цербера (ассистент, который фильтрует звонки и электронные письма, или секретарь, который не передает сообщения), – пишет Резак, – он автоматически теряет огромное число перспектив и возможностей”. В качестве антипода такого помощника он приводит пример с Морин Чант, секретарем миллиардера Джимми Пэтисона. “Двери приемной босса с ее легкой руки всегда открыты для посетителей, – подчеркивает он. – Мне частенько приходилось слышать от изумленных людей: “Я позвонил Джимми, а Морин взяла и соединила меня – представляете?!” или “Я позвонил Джимми, Морин пообещала, что он перезвонит, – и он перезвонил!”

Еще один пример из практики, названный автором “коэффициент шишек”, хорошо знаком всем. Резак пишет о том, что он часто сталкивается с людьми, стремящимися заводить знакомства исключительно с представителями более высоких кругов: “Они считают посещение мероприятия, на котором не ожидается присутствия в большом количестве директоров, президентов и управляющих компаний, просто потерей времени”. Однако мало кто из них понимает, что сфера networking, по Резаку, – это трехмерная система координат, где все люди делятся на три категории: хорошие, плохие и отвратительные коммуникаторы. “Хорошие коммуникаторы – мастера по налаживанию связей и знакомств, у них все получается легко и естественно, – пишет автор. – Это Царевны и Царевичи networking”. Если вы относите себя к двум последним типам, знайте, первый из семи секретов networking гласит: вам придется поцеловать очень много лягушек, прежде чем вы найдете свою Царевну.