ИНТЕРВЬЮ: Карл-Хенрик Сванберг, президент Ericsson


За последние пару лет бизнес крупнейшего в Европе по доходам производителя телекоммуникационного оборудования – шведской Ericsson сильно изменился. Компания уже приобрела активы британской Marconi, выпускающей оборудование для сетей связи, и американского производителя сетевых маршрутизаторов Redbeck, а сейчас завершает покупку Tandberg и Mobeon, выпускающих оборудование для мультисервисных услуг (интернет-доступа, телевидения и т. п.). В интервью “Ведомостям” президент и гендиректор Ericsson Карл-Хенрик Сванберг рассказывает о перспективах рынка и новых технологиях, которые его компания разрабатывает в том числе и для России.

– Одна из самых ярких тенденций в отрасли производства сетевого телекоммуникационного оборудования – объединение участников рынка. Недавно завершилось слияние подразделений по выпуску оборудования для сетей связи Nokia и Siemens, чуть раньше об объединении объявили Alcatel с Lucent Technologies. А пионером в этом процессе стала Ericsson, которая приобрела осенью 2005 г. большую часть активов Marconi. Почему происходят эти объединения и меняют ли они расстановку сил на рынке?

– Компания Ericsson инвестирует 17–18% выручки от продаж (около $4 млрд в год) в научно-исследовательские разработки. В штате компании работают 18 000 инженеров-разработчиков. В прошлом году, еще до того, как начался процесс слияний, мы были в этой области в два раза больше любого нашего конкурента. То есть если конкуренты инвестируют в разработки всего около 40% от той суммы, которую тратим мы, то сколь быстро они будут следовать за развитием технологий? Это большая экономическая игра, все участники которой стремятся сэкономить на масштабах производства, при этом семь-восемь ведущих игроков пытаются создать одну и ту же технологию. Понятно, что это не столь оптимально. Когда речь идет о бизнесе с большими инвестициями в научно-исследовательские разработки, то практически всегда мы наблюдаем процесс консолидаций. Некоторые игроки становятся настолько малы, что не могут более существовать самостоятельно и конкурировать с гигантами. Поэтому и происходят слияния и поглощения. Я думаю, что это вполне логично и это создает здоровый климат для бизнеса.

– Можно ли ожидать, что в результате этих слияний конкуренция на рынке станет еще более жесткой?

– Сейчас мы наблюдаем всего лишь процессы объединения, но не их результаты. У конкурентов есть свои задачи, и в будущем мы наверняка увидим, что вместе они стали сильнее, чем были поодиночке. Но пока еще мы этого не почувствовали. Однако в целом конкуренция оздоровится.

Пока не начались слияния, на рынке была сумасшедшая конкуренция, компании были согласны снижать цены значительно ниже разумного уровня. Поэтому конкуренция в области предлагаемых оператору преимуществ возможна, но трудно представить, что в отношении цен конкуренция может быть еще жестче.

– Сама Ericsson сейчас завершает приобретение компаний Tandberg и Mobeon, которые выпускают оборудование для мультимедийных сетей и услуг. Вы хотите диверсифицировать бизнес?

– Как вы знаете, мы производим оборудование и разворачиваем сети для фиксированных и сотовых сетей. Сотовые операторы внедряют услуги третьего поколения (3G), фиксированные делают ставку на услуги triple play (телефония, высокоскоростной доступ в Интернет и телевидение. – “Ведомости”). Операторам мало передавать голос, их абонентов интересует и передача данных, и закачка музыки, и мобильное ТВ, и услуги “мобильный офис”, т. е. все “помимо голоса”. Поэтому и Ericsson, следуя потребностям рынка, идет в сферу “помимо голоса” – в растущую область мультимедиа.

Мы не собираемся сами создавать музыку или фильмы, но будем предоставлять софт, “железо” и интегрированные платформы для запуска мультимедийных услуг наряду с нашим традиционным бизнесом. Мультимедиа – это быстро растущий бизнес. Когда речь идет о телекоммуникациях, мы обычно делаем прогнозы на годы вперед, а если говорим о мультимедиа – то на месяцы. Вот такие разные темпы развития.

– Какую долю в выручке Ericsson занимает сейчас сегмент оборудования для мультимедиасетей и какой будет эта доля в будущем?

– Сейчас мультимедиа – это 7–8% от всех наших продаж, но в то же время это наиболее быстрорастущий сегмент. Этот сектор станет большой частью бизнеса Ericsson, трудно представить, что этого не случится. Но также трудно предсказать, насколько быстро будут расти сети. Чем больше мультимедийных сервисов вы создадите, тем больше вам придется увеличивать емкости сетей для передачи данных. Некоторые думают, что сегодня развитие традиционных сетей уже не так интересно, как развитие мультимедийных услуг, за которыми будущее. В то время как в реальности развитие мультимедиа стимулирует развитие традиционных сетей. Это очень взаимосвязанные вопросы.

– Недавно вы упомянули, что трафик в мобильных широкополосных сетях вырос за последние шесть месяцев в два раза. Вот вам и доказательство быстрого роста спроса на мультимедийные услуги, не так ли?

– В два раза – это только в высокоскоростных мобильных широкополосных сетях, в целом же за последний год объемы трафика в мобильных широкополосных сетях утроились. Прошлый год был прорывом для технологии высокоскоростной передачи данных в мобильных сетях HSPA. Сегодня 6% всей продаваемой музыки в мире приходится на цифровую – люди загружают ее из Интернета. И в половине случаев они закачивают ее на мобильные телефоны. А в Японии 90% всего цифрового музыкального контента покупается с помощью мобильного телефона.

– Одна из актуальных тем для обсуждения среди сотовых операторов сейчас – мобильная реклама. Ericsson также очень активен в этом направлении и поддерживает идею рекламы посредством мобильного телефона. Почему вашу компанию эта идея так увлекает? Ведь Ericsson – не оператор, который заинтересован собирать платежи с рекламодателей, и не рекламодатель, который ищет новые персонализированные каналы доступа к аудитории.

– Мы не стоим во главе этой тенденции, мы лишь следуем ей и пытаемся отвечать требованиям операторов, которые решают, что предлагать своим пользователям. Если они хотят предлагать мобильную рекламу, соответственно, мы будем предлагать софт и оборудование, обеспечивающие возможность предоставлять такую услугу. Однако на примере фиксированной связи, Интернета мы видим, что реклама является значительным источником дохода. Например, раньше, если мы делали звонок, то мы же сами за него и платили; сейчас зачастую за него платят другие стороны. Поэтому и в области мобильной рекламы, которая способна принести всем заинтересованным сторонам прибыль, сейчас по всему миру проводится много экспериментов, чтобы понять, как именно должна работать мобильная реклама в сотовых сетях и как это поможет развитию бизнеса.

– Недавно крупнейшие российские сотовые операторы получили лицензии на 3G. Все они заявили, что будут строить сети на базе самой современной технологии HSPA, поддерживающей скорость передачи данных до 3,6 Мбит/с. Между тем производители оборудования уже разрабатывают на порядки более высокоскоростные технологии – в частности, LTE (скорость до 200 Мбит/с). Как быстро все эти технологии будут развиваться и меняться?

– Логично, что в России появятся сети HSPA. А LTE – это следующее поколение. И если развертывание технологии LTE будет происходить в 2009–2010 гг., то ее становление и широкое коммерческое внедрение займет несколько больше времени. Поэтому сейчас логично делать ставку на коммерчески зрелую технологию HSPA, которую поддерживают уже порядка 150 устройств и 60 мобильных терминалов.

– А какие новые сервисы смогут предложить абонентам операторы высокоскоростных сетей LTE?

– Если мы говорим о технологии LTE, то должны хорошо представлять, как и в каком направлении будут развиваться технологии в ближайшие пять лет. Пять лет назад, например, еще в помине не было сервисов Google, и в то время никто не мог даже предположить, что такие сервисы появятся. Иногда мы просто недооцениваем те инновации, которые появляются. Возьмем, например, видеохостинг YouTube – это замечательный сервис. Но без широкополосного доступа вы не сможете им пользоваться. А кто пять лет назад мог это предположить? Если же вам доступны высокие скорости, вы можете использовать и его, и множество других сервисов, которым еще предстоит появиться. К примеру, если вы хотите посмотреть ТВ-передачу с высоким разрешением (High Definition TV), для этого нужно, чтобы скорость передачи данных составляла до 25 Мбит/с.

Я думаю, что мы пока недооцениваем возможности HSPA и разрабатываемой LTE. Большая потребность в широкополосной мобильной связи есть на быстро растущих рынках, где фиксированная телефония не очень хорошо развита. В апреле я был в Бангладеш – там практически нет стационарной телефонной связи и люди в массовом порядке используют технологию мобильной передачи данных EDGE. Она обеспечивает скорость до 100 Кбит/с, и благодаря этому вы можете “путешествовать” в Интернете и многое другое.

– Делает ли Ericsson ставку, как некоторые другие производители оборудования и операторы, на технологию беспроводной передачи данных WiMax? Может ли эта технология составить серьезную конкуренцию мобильным сетям 3G?

– Есть одна причина, по которой WiMax не имеет никаких преимуществ перед HSPA: она предлагает такие же скорости и емкости, как HSPA, но станет доступна позднее по времени. Поэтому для нас, после того как мы разработали HSPA, получившую широкую популярность в мире, нет экономически обоснованных причин развивать другую технологию, которая будет играть определенную, но ограниченную роль, поскольку не предлагает ничего нового по сравнению с HSPA. Сегодня практически отсутствуют абонентские терминалы, поддерживающие технологию WiMax.

– То есть WiMax ограничен отсутствием устройств, поддерживающих эту технологию? Но ведь Intel пообещала встраивать WiMax-модули в ноутбуки.

– Я бы сказал, что пока WiMax лимитирован только передачей данных, так как не предполагает голосовых услуг, которые связаны с вопросами роуминга и хэнд-овера. Мы считаем, что фиксированный WiMax – хорошая дополнительная технология, которая может помочь операторам с фиксированными и мобильными активами обеспечить покрытие. Но такой следующий шаг, как обеспечение мобильности, и бизнес-кейс, стоящий за этим при наличии только услуг по передаче данных, – это, с нашей точки зрения, более проблематичный вопрос. Потому что когда вскоре встает вопрос о необходимости голосовых услуг, то тогда мы опять возвращаемся к HSPA.

– Второй по величине источник доходов Ericsson – профессиональные услуги, в том числе управление сетями операторов. Почему вы решили заняться этим бизнесом?

– Ericsson управляет сетями операторов уже многие годы. На протяжении своей 130-летней истории компания параллельно управляла сетями и внедряла новые технологии. Мы были первыми, кто управлял сетью [крупнейшего оператора мобильной связи в Турции] Turkcell и мексиканского Telmex (в 1927 г.). В дальнейшем мы стали уделять больше внимания производству оборудования и обычным профессиональным услугам – технической поддержке сетей и т. п. А затем вновь обратили внимание на бизнес, связанный с управлением сетями.

– Почему, как вам кажется, операторы идут на подобное партнерство с Ericsson?

– Существует несколько причин. Первая – если мы являемся основным поставщиком оборудования для данной сети, то у нас есть большая сервисная организация, оказывающая услуги по поддержке. При этом и у оператора существует собственное крупное подразделение, которое следит за работоспособностью сети. И если мы возьмем на себя управление сетью, то поможем оператору оптимизировать и снизить расходы, обеспечив себе хорошую прибыль. Еще одна причина, которая особенно актуальна для быстрорастущих рынков, заключается в том, что оператор должен уделять основное внимание своим клиентам, а техническое управление сетью он может отдать в аутсорсинг. Это особенно актуально сегодня, когда рынок уже не ограничивается голосовыми услугами, популярность набирают услуги мультимедиа и нужно уделять массу внимания вопросам маркетинга.

– Иначе говоря, операторы продают услуги абонентам, а вы берете на себя техническое управление сетями, верно?

– Да. Однако оператор постоянно контролирует свои капзатраты: он сам решает, какое оборудование покупать, какой частотный диапазон использовать и т. п. Мы же управляем их сетью, которая должна работать в соответствии с требованиями, которые выставляет нам оператор.