Марш несогласных


ConocoPhillips отказалась принять условия венесуэльских властей, предпочтя уйти с местного рынка, сообщил The Wall Street Journal источник, знакомый с ходом переговоров между компанией и правительством. Переговоры длились несколько месяцев, а срок вынесения окончательного решения истек во вторник. По словам источника, правительство предлагало в качестве компенсации за национализацию выплатить значительно меньше рыночной стоимости активов ConocoPhillips; компании также были предложены миноритарные доли в трех проектах по добыче нефти. ConocoPhillips вложила в венесуэльские предприятия больше, чем любая другая западная нефтяная компания. Ее активы в Венесуэле, по оценке инвестиционных аналитиков, стоят более $10 млрд.

Уход из Венесуэлы означает, что ConocoPhillips лишится примерно 5,5% мощностей по добыче нефти.

ExxonMobil тоже не намерена мириться с произволом венесуэльских властей. Она отвергла предложение продолжить участие в национализируемых крупных проектах, сообщили Reuters два человека, знакомые с ходом переговоров (один – из нефтяного сектора, другой – из властных структур). Оба они подтверждают и позицию ConocoPhillips.

В ближайшее время принять решение должны Total, Statoil, BP и Chevron. Как сообщил Reuters представитель правительства Венесуэлы, эти компании готовы подписать соглашения, чтобы продолжить работу на крупных месторождениях в районе реки Ориноко, но отказ ConocoPhillips и ExxonMobil может заставить и остальные компании последовать их примеру. Представители госкомпании Petroleos de Venezuela (PDVSA), которая должна получить контроль над всеми месторождениями, не смогли предоставить дополнительной информации. Церемония подписания соглашений была назначена на понедельник, но затем отложена на день по инициативе местных регуляторов.

Чавес активно проводит национализацию в нефтяном и других секторах экономики. Его политика – часть более общей стратегии нефтедобывающих стран, старающихся усилить влияние на мировой арене за счет установления контроля над поставками нефти и газа.

Боливия в 2006 г. национализировала газовые месторождения. В России государственной “Роснефти” перешло большинство активов ЮКОСа, “Газпром” же получил контроль над проектом “Сахалин-2” и Ковыктинским месторождением, основным владельцем которого через компанию “Русиа Петролеум” была ТНК-BP.

Венесуэла заявила, что западные компании должны до 26 июня передать правительству долю в нефтяных проектах, составляющую не менее 60%. Речь идет в числе прочего о четырех крупных месторождениях общей производительностью порядка 600 000 баррелей в день. Стоимость этих проектов оценивается в $31 млрд.

Попытки компаний достичь компромисса не привели к успеху, поэтому ConocoPhillips решила прекратить переговоры и обратиться в международный арбитраж. У Венесуэлы есть активы в США, включая перерабатывающие заводы компании Citgo Petroleum, контролируемой PDVSA.

Ранее западные компании обсуждали с Венесуэлой возможность обмена долями в венесуэльских проектах и предприятиях Citgo в Иллинойсе, Луизиане и Техасе. (Использованы материалы WSJ.)