Список лихоимцев


Вопрос звучал так: “Какое из российских министерств вы считаете наиболее коррумпированным?” 19% россиян назвали ведомство Михаила Зурабова, на втором месте МВД, за него “голосуют” 15%. Дальше с заметным отрывом идет Минфин – 5%, МЭРТ – 4%, Минобразования, Минприроды и Минюст – по 3%, МИД и Минсвязи – 0%. Социологи интересовались и тем, работу каких министерств можно назвать эффективной. На первом месте МЧС – 24%, на втором МИД – 6%, самым бесполезным признано Минрегионразвития (0%).

О коррумпированности того или иного ведомства россияне судят прежде всего по собственному опыту, объясняет замгендиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин. В основном позиции министерств в рейтинге совпадают с интенсивностью взимания их представителями поборов с населения. Как выяснили социологи, чаще всего при помощи взяток приходится устраивать ребенка в детский сад (12% респондентов), решать проблемы в судах (11%) и через местных депутатов (11%).

По частоте поборов лидирует сфера здравоохранения, подтверждает директор ВЦИОМ по коммуникациям Игорь Эйдман. В прошлом году 51% россиян признались социологам, что в той или иной форме благодарят врачей. На втором месте оказались правоохранительные органы (47%), на третьем месте – образование (29%). Это соотношение остается стабильным на протяжении последних лет, добавляет Эйдман. И если Минкультуры не попало в разряд наиболее коррумпированных ведомств, то, скорее всего, из-за того, что в сознании опрошенных нет четкой связи между этим ведомством и образовательными учреждениями.

Опросы показывают, что россияне не имеют представления о том, какое ведомство за что отвечает, а их картина мира синхронна с телевизионной картинкой, констатирует директор “Трансперенси Интернешнл” Елена Панфилова. В жизни с чрезвычайными ситуациями сталкиваются немногие, но по ТВ каждый день показывают, как МЧС кого-нибудь спасает. Люди судят об уровне коррупции по ее бытовым проявлениям, поскольку не знают о механизмах перераспределения действительно серьезных финансовых потоков, отмечает президент Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. У них нет доступа к этой информации, СМИ редко освещают коррупционные скандалы, вот и остались в тени Минтранс, который распоряжается дорожным фондом, или МЭРТ, в ведении которого находится управление государственным имуществом, добавляет Кабанов.