ТНК-ВР торопится


Компания “ТНК-ВР Северная столица” весной заключила франчайзинговый договор с компанией “Магистраль-Север”, входящей в группу “Магистраль”. Недавно три ее АЗС были перекрашены в цвета ТНК, сообщили “Ведомостям” в пресс-службе “ТНК-ВР Северная столица”.

У “Магистрали” шесть заправок в Петербурге, пять из них она приобрела в 2003 г. у “Фаэтона”, еще одну – в конце 2005 г. у одного из мелких операторов. До конца 2008 г. все они должны поменять вывеску на ТНК, рассказал начальник юридического отдела группы “Магистраль” в Петербурге Евгений Кутузов. В течение прошлого года “Магистраль” реконструировала свои петербургские станции в соответствии со стандартами ТНК-ВР, утверждает он. Единственной компанией, которая работала на петербургском рынке в основном через джобберов, была “Славнефть”. К 2005 г., когда “Славнефть” продала свою петербургскую сеть “Сибнефти”, самой нефтяной компании принадлежало только девять АЗС, более 30 станций местных операторов работало под маркой “Славнефти” по франчайзинговым договорам.

У ТНК-ВР пока нет собственных заправок в городе. В декабре 2005 г. компания приобрела на торгах Фонда имущества лот в 15 участков за $25 млн. Тогда вице-президент по маркетинговым операциям ТНК-ВР Александр Каплан пообещал, что в ближайшие годы компания построит в городе сеть из 40 АЗС. Представитель пресс-службы петербургской “дочки” нефтяной компании утверждает, что первые две собственные АЗС компания планирует открыть летом.

Для крупной нефтяной компании выход на рынок через местного оператора выгоден – ее марка появляется на рынке без существенных затрат, считает Владимир Ширшов, гендиректор “Линоса”, бывшего джоббера “Славнефти”. При этом сам джоббер получает от нефтяников топливо на продажу напрямую и может не тратиться на рекламу, говорит Ширшов. Он оценивает затраты на ребрендинг одной заправки в $150 000–400 000.

Джобберская сеть управляется хуже, чем собственная, считает руководитель одного из иностранных операторов, работающих на петербургском рынке. По его словам, нередки случаи, когда независимый оператор продает на своих заправках топливо не только своего франчайзера.

ТНК-ВР приняла стратегическое решение присутствовать на петербургском рынке, а контракт с джоббером – это самый быстрый путь на рынок, говорит замгендиректора Петербургской топливной компании Леонид Чурилов. Но число заправок в городе, а вместе с ним и конкуренция растут, поэтому ТНК-ВР должна зайти на местный рынок как можно быстрее, добавляет он.