Высший суд по Беслану


По словам одной из подписавших иск, главы комитета “Голос Беслана” Эллы Кесаевой, власти нарушили несколько пунктов Европейской конвенции по защите прав человека, что и обосновано в этом документе. Речь идет о нарушениях статьи 2 (право на жизнь), поскольку власти не предотвратили теракт и допустили много жертв при проведении операции по спасению заложников, статьи 3 (защита от жестокого обращения), поскольку применялось тяжелое оружие, а также статьи 6 (право на объективное расследование) и статьи 13 (право на эффективную судебную защиту). По мнению Кесаевой, все возможности защиты в российских судебных инстанциях авторами иска исчерпаны и потерпевших даже не ознакомили с материалами уголовного дела. Кроме того, активистам отказано в заявлении о возбуждении дела в отношении членов штаба по проведению контртеррористической операции. По словам Кесаевой, истцов интересует не компенсация: если суд признает их правоту, власти должны будут провести объективное расследование этих событий.

Официальный представитель Страсбургского суда сообщил “Ведомостям”, что заявление поступило, зарегистрировано под номером 26562/07 и подано 89 родственниками погибших в Беслане. Это не первый случай, когда жертвы терроризма обращаются в Страсбург. В производстве находится два иска к правительству России от жертв теракта на Дубровке, один из них в апреле передан для ознакомления правительству России.

Предписать провести новое расследование ЕСПЧ не может, но если он установит, что права истцов нарушены, то Россия должна устранить это нарушение, говорит адвокат Анна Паничева. Например, ознакомить потерпевших с материалами уголовного дела или повторно рассмотреть их заявления, добавляет источник в правоохранительных органах. Но позиция властей по этому делу вряд ли изменится, говорит он, поскольку большинство заявленных ранее этими активистами претензий к следствию не подтвердились. Истцы поторопились, считает член парламентской комиссии по расследованию теракта Аркадий Баскаев, ведь уголовное дело по теракту еще не закрыто.