АНТИАМЕРИКАНИЗМ: По стопам Фиделя Кастро


Вот уже восемь с лишним лет на вершине властной пирамиды в Венесуэле находится Уго Чавес – бывший подполковник, поднявший в феврале 1992 г. мятеж против легитимного главы государства. Отсидев в тюрьме и выйдя на свободу, он пересмотрел свои тактическое ориентиры, создал политическую партию – движение “Пятая республика” и победил на президентских выборах в декабре 1998 г.

Широкую известность в латиноамериканском регионе и далеко за его пределами Чавес приобрел благодаря эскападам в адрес Соединенных Штатов и лично хозяина Белого дома. Красную эпатажную риторику любят и охотно тиражируют мировые средства массовой информации. Чавес всюду видит происки “империалистического лидера”, в частности в оранжевых революциях в Грузии и на Украине. Венесуэльские СМИ не устают рассказывать о вынашиваемых в ЦРУ планах физического устранения венесуэльского лидера, а также о попытке свергнуть Чавеса в апреле 2002 г. Впрочем, ненависть к “империи” вполне уживается с бесперебойными поставками нефти – Венесуэла обеспечивает 11% потребляемой США нефти – и серьезным товарооборотом, достигшим $50 млрд.

Антиамериканизм используется в формах, ранее не встречавшихся в международной практике. Достаточно упомянуть в буквальном смысле погоню за Джорджем Бушем, совершившим в марте 2007 г. турне по Латинской Америке. Чавес составил маршрут поездки по континенту так, чтобы одновременно оказываться в соседней с хозяином Белого дома стране. И выступать там на митингах протеста.

В пику Вашингтону Чавес инициировал создание проекта интеграции, получившего название “Боливарианская альтернатива для Америк” (АЛБА). В переводе с испанского языка эта аббревиатура означает “рассвет”. Помимо Венесуэлы и Кубы к нему присоединились Боливия, которую возглавляет левый радикал Эво Моралес, и Никарагуа, где у власти после длительного перерыва вновь оказался легендарный партизанский вожак Даниэль Ортега. Остальные страны не горят желанием сделать то же самое. Они выступают за подлинную взаимовыгодную интеграцию, в том числе с Соединенными Штатами, а не за субсидиарный вариант. На этой почве у Чавеса возникли принципиальные разногласия с бывшим мексиканским президентом Висенте Фоксом, заявившим на саммите Америк в ноябре 2005 г. о том, что большинство стран региона поддерживают американский вариант интеграции. Венесуэльский президент обозвал мексиканского коллегу прихвостнем империализма. Вслед за этим Венесуэла вышла из Андского сообщества наций, поскольку Перу и Колумбия, входящие в эту субрегиональную группировку, подписали договоры о свободной торговле с США. Теперь Чавес, не успев вступить, собирается распрощаться с другим интеграционным объединением стран Южного конуса – МЕРКОСУР.

В регионе имеются вменяемые политические лидеры, настроенные на диалог с Соединенными Штатами, несмотря на имеющиеся разногласия. В их числе деятели умеренно левого толка: президент Бразилии Инасиу Лула да Силва, Уругвая – Табаре Васкес, Чили – Мишель Бачелет, Аргентины – Нестор Киршнер. Они не позволяют себе высказываний, выходящих за рамки приличий и дипломатического протокола, регулярно встречаются и ведут переговоры со своим вашингтонским коллегой. Недавно Джордж Буш в ходе поездки по континенту посетил Бразилию и Уругвай, встретился с главами этих государств в доверительной обстановке и вел переговоры по широкому кругу вопросов. Позже Лула побывал в Вашингтоне, где продолжал консультации относительно альтернативных источников энергии. Разумеется, конфронтационный курс венесуэльского президента не поддерживают и социал-демократы, находящиеся у власти в Коста-Рике и Перу, не говоря уже о консервативных правительствах Мексики и Колумбии. В совокупности большинство стран региона крайне негативно относятся к антиамериканизму, культивируемому Чавесом.

Это обстоятельство во многом и стало причиной того, что в поисках союзников Чавес обратил свои взоры за пределы региона и, в частности, укрепил связи с Ираном. С избранием Махмуда Ахмадинеджада президентом отношения между двумя странами на почве антиамериканизма приобрели дополнительную динамику. Ахмадинеджад уже дважды побывал в гостях у Чавеса, удостоившись исключительно теплого приема. Стороны не только заключили еще ряд соглашений, но и договорились о создании специального фонда поддержки режимов, “борющихся с империализмом”. Недавно антиамериканизм сослужил плохую службу Венесуэле. Несмотря на огромные материальные и пропагандистские ресурсы, она не сумела занять вакантное место непостоянного члена Совета Безопасности ООН от Латинской Америки. Долгое время красное знамя антиамериканизма высоко поднимал и крепко держал кубинский вождь Фидель Кастро. Теперь его подхватил верный ученик и молодой соратник Уго Чавес, дружба с которым зародилась в 1994 г. Именно тогда выпущенный из тюрьмы мятежный подполковник получил приглашение посетить Кубу. Его принимали с почестями, приличествующими королевским особам. Возникли сердечные отношения, которые интенсифицировались после прихода к управлению команды Чавеса. Венесуэльский лидер безмерно почитает и уважает Кастро, считает его учителем. Чавес неоднократно навещал своего наставника, находящегося в госпитале с августа 2006 г. По сведениям британского телеканала Би-Би-Си, Кастро в разгар тяжелой болезни направил Чавесу послание, в котором говорилось, что может спокойно уйти в мир иной, ибо уверен, что дело его теперь в надежных руках.