ГЛОБАЛИСТ: Трудности ухода


Почти все страны требуют от своих лидеров ухода от власти до того, как те чувствуют себя готовыми уходить. В разных странах разные условия ухода. У Тони Блэра не было никаких конституционных обязательств покинуть свой пост после десятилетней работы премьер-министром. Формально премьер осуществляет власть от имени королевы, у которой нет фиксированного срока полномочий. Нет его и у премьер-министра. В любой момент, в который он считает нужным (но не реже чем раз в пять лет), он может объявлять всеобщие выборы. Если он будет их неизменно выигрывать, а его партия (что важнее) будет продолжать считать, что он достойный руководитель государства, премьер может оставаться у власти бесконечно. Однако лейбористская партия решила, что Блэру не по силам выиграть очередные выборы, и вынудила его уйти.

Мягкие британские правила – продукт архаичной, неписаной конституции. Писаные конституции дают более четкие инструкции. В большинстве парламентских систем глава исполнительной власти (премьер-министр) не может влиять на сроки выборов. В президентских системах первое лицо ограничено двумя (как правило, четырех- или пятилетними) сроками. В США это ограничение было введено после того, как Франклин Рузвельт был избран президентом четвертый раз подряд (только смерть помешала ему остаться на своем посту до конца четвертого срока).

Между тем любая система, ограничивающая срок пребывания у власти, сталкивается с трудностями. Наиболее очевидная из них: на пост президента и премьер-министра приходят все более молодые лидеры. В прежние времена до вершин власти добирались в пожилом возрасте, а вскоре после ухода на покой уходили в мир иной (если это не происходило на рабочем месте). Но Билл Клинтон и Тони Блэр завершили политическую жизнь всего в 50 с небольшим лет, и что им делать в оставшиеся 20–30 лет? Их отставку может подсластить какой-нибудь искусственно созданный высокий пост (например, посланника на Ближнем Востоке). Но количество международных статусных постов ограничено. Остаются написание мемуаров и заседания в советах директоров крупных компаний.

Вторая трудность непосредственно связана с первой. Большинство политиков с возрастом и опытом набирают вес. И когда они готовы к тому, чтобы ответственно нести бремя власти, их вышвыривают вон. Почему лидер, пользующийся популярностью и хорошо делающий свою работу, обязан уходить в расцвете сил? Так возникает неодолимое искушение найти предлог, чтобы остаться. Особенно такая ситуация свойственна незрелым демократиям, где передача власти – угроза для нынешних власть имущих.

Тем не менее такие попытки должны быть пресечены. Мы не будем говорить о проблеме чрезмерной самоуверенности, с которой сталкивается любой лидер, долго остающийся у власти. Но необходимо просто-напросто соблюдать конституцию. Самая большая служба, которую может сослужить президент своей стране, – следить за твердым исполнением конституции. Ибо именно соблюдение законов, а не поведение отдельного человека гарантирует долгосрочную стабильность стране.

Что до проблемы преждевременного ухода, у меня есть простое решение: разрешить занимать пост премьер-министра или президента только по достижении 50-летнего возраста. Вот это будет разумная поправка в конституцию.