МТС стала совсем узбекской


МТС приобрела за $250 млн 26% акций Uzdunrobita, увеличив долю в компании до 100%. Кто выступил продавцом, МТС не уточняет, сообщая лишь, что это “частный инвестор”.

МТС стала акционером Uzdunrobita в августе 2004 г., заплатив за 74% акций $121 млн. Тогда же она заключила с продавцом опционное соглашение, позволяющее ей приобрести оставшиеся 26%. Трехлетнее партнерство с местным совладельцем позволило МТС “занять лидирующие позиции на рынке”, цитируются в пресс-релизе МТС слова ее президента Леонида Меламеда. По его словам, полная консолидация узбекской “дочки”, обладающей лицензией на услуги мобильной связи по всему Узбекистану и услуги связи третьего поколения (3G), позволит МТС “полностью использовать высокий потенциал узбекского рынка”. Это один из пяти крупнейших рынков мобильной связи в СНГ, отмечает директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская.

Она считает логичным, что 26% Uzdunrobita обошлись МТС в сумму, более чем вдвое превышающую стоимость 74%. За три года уровень проникновения мобильной связи в Узбекистане вырос с 1,5% до 11,5%, число абонентов Uzdunrobita – с 210 000 до 1,85 млн, а годовой оборот “дочки” – с $32 млн (2003 г.) до $136,7 млн (2006 г.), перечисляет Кохановская. В 2004 г. МТС заплатила по $777 за абонента, а сейчас всего по $520 – это очень выгодная сделка, резюмирует она.

Для рынков мобильной связи с низким уровнем проникновения типичный уровень возврата инвестиций – около 33% годовых, говорит аналитик “Атона” Надежда Голубева. Значит, за три года Uzdunrobita могла подорожать в 2,5–3 раза, делает она вывод. Но оценка этой компании, исходя из которой МТС купила 26%, превышает оценку трехлетней давности вшестеро. Очевидно, бывшие владельцы Uzdunrobita стали более оптимистично оценивать ее перспективы, делает вывод Голубева. Но соотношение нынешней оценки бизнеса и прогнозируемой на этот год EBITDA узбекской компании близко к рыночному, считает партнер ACM-Consulting Антон Погребинский.