Не корысти, а музея ради


Название культурного учреждения, которое привезло в Москву 70 произведений русской живописи, очень длинное: Государственная художественная галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Короткое, но не менее скучное название у выставки – “Русское искусство XIX–XX веков”. Зато главная картина экспозиции, ее визитная карточка – “Автопортрет с женой и дочерью” Филиппа Малявина – полотно необыкновенно внушительное, красочное и эффектное. Да и два других малявинских портрета – отца художника и балерины Балашовой – вещи достойного музейного качества, хотя и с несколько салонным уклоном.

Ханты-Мансийская галерея – музей уникальный, собранный на отчисления в региональный стабилизационный фонд, т. е. работы были приобретены на нефтегазовые доллары. Директор галереи Владимир Назанский подчеркивает, что собранная живопись – это часть решения задачи “создания материальных и духовных предпосылок выживания и развития округа даже в случае исчерпания углеводородных ресурсов” (“Ведомости. Пятница” от 22 июня). Выходит, галерея – пример инвестиций в искусство. Насколько надежных – вопрос дискуссионный.

Русская живопись действительно последние годы стремительно дорожает. Но этот рост как раз обеспечен тем, что в стране все хорошо с “углеводородными ресурсами”. При падении цен на нефть вряд ли кто-то может поручиться, что произведения русских художников, которые сейчас скупаются на зарубежных аукционах по рекордным ценам, сохранят свою высокую стоимость. А коллекция ханты-мансийской галереи приобреталась в основном на аукционах.

С другой стороны, а каким еще образом можно сегодня быстро создать музей на пустом месте? Все музейные фонды давно перераспределены, все лучшее отечественное искусство без малого век как национализировано. В отличие от частного собрания государственное все же должно собирать искусство, понятное налогоплательщику. Это частники могут рисковать и в расчете на будущее подорожание покупать современных художников или сосредоточиваться на определенном периоде или течении отечественной живописи. Конечно, в России наше искусство можно купить дешевле, чем на Западе, но Sotheby’s и Christie’s – это лучшая из возможных гарантия подлинности и публично зафиксированная цена.

Так что принцип создания галереи Югры понятен. Набор имен известен по Третьяковке. Василий Тропинин (“Дама за прошивками” – очень характерная для художника картина: щечки у героини нежные, глаза блестят), Иван Айвазовский (марина, каких много), Илья Репин (чудесный портрет дочери углем по холсту), Исаак Левитан, Кузьма Петров-Водкин, Константин Сомов и даже Карл Брюллов в эскизах и проходных произведениях. Плюс художники “второго ряда”, любимцы коллекционеров – Константин Маковский, Генрих Семирадский. Кроме этого в Ханты-Мансийске собрана серьезная коллекция икон. Получился новый музей русского искусства. В отличие от музеев с историей он напоминает роскошное нуворишеское частное собрание. Но иначе, наверное, и быть не могло.