Поехали из Москвы

Спрос на иномарки переезжает в регионы/ Д. Гришкин

В ближайшие три года “Автомир” направит $200 млн, полученных от размещения облигационного займа и за счет кредитов, на строительство 30 региональных автосалонов, сообщил финансовый директор компании Михаил Булушев. Кроме того, говорится в информационном меморандуме “Автомира”, компания будет создавать в регионах совместные предприятия и заключать договоры франчайзинга.

По подсчетам маркетологов “Автомира”, если три-четыре года назад из общего объема продаж новых иномарок в России на регионы приходилось около 40%, то сейчас уже 55% – и этот показатель будет расти (а в Москве и Петербурге, соответственно, сокращаться). Сам “Автомир” в I квартале этого года продал в регионах 3800 автомобилей – 14,3% от общего объема реализации. В дальнейшем “Автомир” планирует довести долю региональных продаж до общих показателей рынка, отмечает директор по региональному развитию компании Сергей Вятченков. Пока из 25 центров “Автомира” в регионах расположено только семь, но строится еще 12. “Автомир” планирует открывать в городах с населением от 500 000 человек дилерские центры брендов, входящих в десятку самых продаваемых на российском рынке: GM, Ford, Toyota, Hyundai, Mitsubishi, Suzuki и др.

“Автомир” не единственный, кого привлекают регионы. “Инком-Авто” также собирается увеличить долю региональных продаж в своей выручке с нынешних 10% до 50%, рассказал директор по региональному развитию компании Григорий Былов. Genser в ближайшие три года создаст региональную сеть из 30–40 центров по продаже иномарок, говорит совладелец компании Игорь Пономарев. Два года назад о намерении открыть несколько десятков центров по всей России говорил и гендиректор холдинга “Атлант-М” Олег Хусаенов. Однако сейчас инвестиционный директор компании Валерий Марчук лишь подтвердил, что у “Атланта” есть планы по развитию в регионах, но отметил, что говорить о них пока рано. Пока у сети три салона в регионах – в Орле (GM), Смоленске (Ford) и Тюмени (китайские автомобили).

Конкуренцию в создании федеральных сетей московским компаниям готовятся составить региональные дилеры. Дилерский дивизион группы “Сок”, продающий отечественные автомобили и недорогие иномарки, до 2010 г. планирует открыть в России 60 дилерских центров стоимостью $5–7 млн каждый, говорит представитель группы Дмитрий Румянцев. “Московский рынок близок к насыщению, а уровень доходов в регионах растет”, – замечает он. Менее крупные игроки осваивают соседние города. Например, екатеринбургский “Автоленд” (по два центра в Екатеринбурге, Уфе и один в Новосибирске) строит сейчас автосалон в Магнитогорске и готовится к дальнейшей экспансии, рассказала представитель компании Наталья Нагорнова.

Компании, вкладывающие сейчас средства в региональное развитие, первыми заработают на росте рынка, потенциал которого огромен, считает эксперт по автопрому компании A.T. Kearney Евгений Богданов. Он уверен, что через пять лет доля столиц в продажах автомобилей снизится до 30%. В регионах рентабельность автоторгового бизнеса выше из-за меньшей конкуренции, а стоимость строительства центров нередко почти на треть ниже московской, добавляет управляющий директор A.G. Capital Александр Агибалов.

Из крупнейших российских дилеров не собираются создавать региональную сеть те, кто в основном продает машины дороже $15 000 – группа “Рольф”, Major и “Бизнес Кар”. Все автосалоны “Рольф” расположены в столицах: 16 – в Москве и пять – в Петербурге. “Мы с “Автомиром” играем в разных сегментах рынка, в нашем – до 70% автомобилей продается в Москве”, – объясняет гендиректор компании “Рольф-Розница” Вардан Даштоян.