Расколоть его поможет


Новый “Крепкий орешек 4.0”, который снял создатель “Другого мира” Лен Уайзман, разом оправдывает и большинство недавних работ Уиллиса, по большей части весьма средних, и очевидный в последнее время застой жанра фильма действия в целом.

На сей раз Джон Макклейн должен оказать коллегам из ФБР маленькую услугу и доставить в штаб-квартиру некоего юного хакера по имени Мэтт (Джастин Лонг), к которому у федералов имеется ряд вопросов. Практически одновременно с Макклейном в хакерской каморке появляются мрачные мужчины с крупнокалиберным оружием, и становится ясно, что простым сопровождением дело не обойдется – на мальчугана объявлена настоящая охота. По ходу дела выясняется, что в смерти Мэтта заинтересован Томас Гэбриэль (Тимоти Олифант) – компьютерный гений, чьи недюжинные способности были в свое время отвергнуты государством. Обиженный Гэбриэль решил отомстить по полной программе – и приступил ни много ни мало к “обрушению” Америки, вольготно разгуливая по вроде бы самым защищенным компьютерным системам: он парализует уличное движение, отключает полицейские базы данных, сеет панику, врезав в программы новостей по всем телеканалам весьма убедительную имитацию взрыва Белого дома, а самое главное – под шумок перекачивает себе информацию обо всей экономике Соединенных Штатов.

Но если компьютером и можно забивать гвозди, то уж раскрыть с его помощью наш крепкий орешек вряд ли получится. Будучи родом из восьмидесятых, времени (как говорится в фильме), “когда Майкл Джексон еще не был белым”, а фильмы действия преспокойно обходились без компьютерной графики, Джон Макклейн ничего не смыслит в высоких технологиях, да и с обычным мобильником справляется едва-едва – но зато всегда успевает вовремя перезарядить пистолет или свернуть вражескую челюсть. Так что жертвы и разрушения – есть. За два часа, пока идет фильм, Макклейн успевает положить не меньше двух десятков негодяев, сбить вертолет при помощи автомобиля (“Ты это видел?” – восхищенно выдыхает его напарник Мэтт после этого и вправду сногсшибательного трюка. “Видел? – усмехается Макклейн. – Да я это сделал!”), перевернуть громадный трейлер на рушащемся под колесами мосту, побалансировать на крыле сверхзвукового истребителя, а в конце концов сбить и его.

А для комплекта спасти собственную дочурку (Мэри Элизабет Уинстед), которую Гэбриэль по нерушимому злодейскому правилу похищает, чтобы сделать Макклейна более покладистым. Не тут-то было – дочка вполне стоит своего родителя и когда к ее лицу подносят телефонную трубку, то она вовсе не начинает хныкать и молить папу о том, чтобы он принял все условия, а не меняясь в лице чеканит: “Отец, их тут всего пятеро осталось”. А для Джона Макклейна пять – не цифра.

Смотреть на все это – чистейшее, дистиллированное, ни с чем не сравнимое удовольствие. Несмотря на то что в названии к порядковой четверке прибавлен на компьютерный манер нолик с точкой, фильм не старается быть сверхсовременным, а на всех парах катится по вроде бы уже начинающей мельчать колее настоящего боевика, где не приветствуется футуристическая комиксовая условность, но зато есть место и лихому трюку, и смачной шутке, а убитых негодяев никто не считает, потому что они – негодяи. Идущий напролом Макклейн олицетворяет саму сущность такого рода кино – и совершенно справедливо побеждает в итоге новомодного Гэбриэля, надеющегося в первую очередь на виртуальную реальность. И стоит признать, что этого определенно стоило ждать двенадцать лет.

Отдельных аплодисментов заслуживает русский дубляж. Бойко и остроумно переведенные диалоги время от времени становятся какими-то совсем разудалыми, заставляя вспомнить даже не предыдущие “Орешки” (где с ядреным словцом тоже было все в порядке), но нашу родную “Маму не горюй”. И тут, пожалуй, надо было идти до самого конца – если уж с экрана на радость зрителю все равно несется нечто вроде “беда, шкет, криминал на тебе висит”, то почему бы тогда Макклейну, уложившему очередную порцию террористов, не предложить Гэбриэлю по рации больше не присылать к нему на разборки хомячков, а в конце не пригвоздить заболтавшегося злодея на редкость уместной фразой “ты мне еще Ницше начни цитировать!”.