Важнее архитектуры


Как показывает опрос ВЦИОМ, при оценке градостроительных проблем развития города горожане прежде всего отмечают слабое развитие транспортной инфраструктуры. Так, наиболее актуальными проблемами опрошенные считают плохое состояние дорог (58%), несовременную систему транспортных развязок (39%), узкие дороги (33%), недостаточно развитую сеть метрополитена и неудобные развязки линий метро (31%). Петербуржцев беспокоят также наличие промышленных предприятий в центре города (30%) и недостроенная кольцевая автодорога (26%).

При этом выяснилось, что большинству жителей безразличны крупные строительные проекты, не относящиеся к дорожному строительству, – 63% респондентов вообще затруднились назвать наиболее удачные или неудачные проекты, реализованные за последние 3–5 лет.

Наиболее многочисленная группа респондентов (11%) считает удачными проекты развлекательных центров, зон отдыха и пешеходных зон. Крупные жилищные проекты поддерживают 10%, дорожно-транспортные сооружения – КАД и скоростной диаметр – считают удачными проектами 5%, а строительство станций метро и Ладожского вокзала – 4%.

Недовольство плохим качеством и внешним видом жилых комплексов высказали 8% респондентов, 5% считают, что ансамбль города нарушают торговые центры. Аналогичный показатель недовольства у проекта “Охта-центр” (бывший “Газпром-Сити”) – небоскреба высотой 396 м на Малой Охте. Уплотнительная застройка в центре города и новая сцена Мариинского театра раздражают по 3% опрошенных.

Руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский удивлен результатами исследования. “Мне крайне сложно представить, что строительство “Охта-центра” волнует только лишь 5% населения, а уплотнительная застройка – 4%”, – говорит он.

“Или мы так плохо знаем свой город, или исследование проводилось не в Петербурге”, – иронизирует Шаскольский. “Если же результаты соответствуют реальной ситуации, то это показатель очень печальной ситуации, когда всем все равно”.

Тех, кого заботит архитектурный облик города, по определению меньшинство, соглашается директор по коммуникациям ВЦИОМ Игорь Эйтман. “Людей волнуют проблемы, которые влияют на их повседневную жизнь. Вероятно, этим объясняется невозможность большинства назвать удачные или неудачные строительные проекты. И по той же причине люди так активно отвечали на вопросы, связанные с транспортом”, – говорит Эйтман.

А научный руководитель Агентства социальной информации Роман Могилевский считает, что инертность жителей Петербурга находится в пределах нормы. “Градостроительная среда в Петербурге вообще бедна на крупные и интересные проекты”, – говорит он. Что касается оценки проекта “Газпрома”, то, возможно, малое количество недовольных проектом связано с недостатком информации о нем, считает эксперт.

“Людей волнует политический аспект проекта, и, вероятно, они слышали, что это будет очень высокое здание, но обсуждение именно архитектурного облика пока не носит публичного характера”, – говорит Могилевский.