Visa обыграла MasterCard


Организаторы кубка заключили соглашение с платежной системой через неделю после того, как уладили конфликт с ее основным конкурентом, MasterCard. Европейская платежная система в течение 16 лет была спонсором чемпионата, но потеряла контракт из-за разногласий с международной футбольной ассоциацией FIFA. Для MasterCard это серьезная потеря: с 1990 г., когда она стала спонсировать чемпионат, компания инвестировала в развитие футбола десятки миллионов долларов. Кроме спонсорского пакета, который оценивается в $35 млн в год, это дает хороший рекламный и маркетинговый эффект. О новом контракте стороны договориться не смогли. Инициативу перехватила Visa, теперь вступившая в свои права.

Конфликт начался весной прошлого года, когда MasterCard подала иск против FIFA, заключившей соглашение с Visa, обвинив ее в нарушении действующего соглашения. По утверждению MasterCard, ассоциация не имела права заключать контракт с Visa, так как на тот момент уже имелся проект нового соглашения с MasterCard. Судьба спонсорского контракта решалась в течение нескольких месяцев. Американский суд предписал FIFA отдать контракт MasterCard еще в конце прошлого года, но тяжба между компаниями продолжалась до прошлой недели. В результате ассоциация была вынуждена заплатить MasterCard компенсацию в $90 млн.

Вчера по окончании заседания совета директоров FIFA президент ассоциации Йозеф Блаттер сообщил, что стоимость спонсорского контракта Visa – $170 млн, что на $10 меньше, чем предполагалось в проекте соглашения. В сделку включены несколько турниров FIFA, в том числе кубки мира 2010 и 2014 гг., а также женские чемпионаты мира.

Мировые футбольные первенства особенно важны для платежных систем, в том числе потому, что они сами активно соревнуются между собой на развивающихся рынках – например, в одержимой футболом Латинской Америке. Соглашение, которое заключили FIFA и Visa, означает для MasterCard потерю не только этого контракта, но и спонсорства всех крупных международных соревнований. Visa владеет правами на спонсирование Олимпийских игр до 2012 г. включительно. Но MasterCard не собирается останавливаться. Средства, освободившиеся в результате неудачи с футболом, будут направлены на спонсирование других спортивных мероприятий. Каких – пока не разглашается. (WSJ, 28.06.2007, Кирилл Корюкин)