“Алроса” меняет валюту


“Алросе” нужно строить собственную сбытовую политику, твердят топ-менеджеры компании не первый год. В интервью “Ведомостям” в конце июня Сергей Выборнов, новый президент “Алросы”, рассказывал, что планирует создать в Москве торговую площадку, через которую будет продаваться большая часть алмазов. На ней клиенты “Алросы” могут столкнуться с необычным для алмазной отрасли новшеством: цены на сырье будут устанавливаться в рублях, в рублях же будут вестись и расчеты за его покупку.

“Алроса” рассматривает сейчас такую возможность, – рассказал ее представитель. – Мы госкомпания, и все расчеты логично вести в национальной валюте”.

“Рубль укрепляется и становится более стабильной валютой, этот шаг (по переходу на расчеты в рублях. – “Ведомости”) давно назрел”, – комментирует планы “Алросы” представитель Минфина.

Топ-менеджер гранильного предприятия считает, что переход на рубли приведет к повышению цен на сырье. А его коллега из другой компании предостерегает: “Алросе” нужно быть осторожной при установлении новых цен – если рублевая цена окажется выше рыночной, то российские, а тем более зарубежные клиенты могут отказаться от ее сырья. Он называет странным решение “Алросы”: весь алмазодобывающий сектор работает именно в долларах.

Долгое время “Алроса” продавала большую часть алмазов южно-африканской De Beers. Но после требования Еврокомиссии в адрес De Beers сократить закупки алмазов у “Алросы” к 2009 г. до нуля и отмены экспортных квот на алмазы в России “Алроса” начала строить сбытовую политику. Сейчас, по словам ее представителя, контракты с постоянными клиентами (заключаются на год с возможностью пролонгации) занимают небольшую долю в продажах компании. “На такие контракты “Алроса” начала переходить только в 2004 г., частично по ним мы сотрудничаем с De Beers, а также с внутренними клиентами, их около 20, – говорит он. – У “Алросы” около 80 клиентов на внутреннем рынке и 100 на внешнем, которые покупают алмазы разовыми партиями или на аукционах”.

На сайте “Алросы” перечисляются ее постоянные российские клиенты, закупающие сырья больше чем на $13 млн в год: это смоленский “Кристалл”, “Руиз Даймондс”, “Мосалмаз” и ЗАО “Альпро”. В отчете компании за I квартал 2007 г. среди основных клиентов упоминаются и якутские гранильные предприятия – НПК “Эпл Даймондс” и ДДК.

Сейчас цены на сырье “Алроса” выставляет в долларах, зарубежные клиенты рассчитываются в этой же валюте, говорит представитель “Алросы”.

“Смоленский “Кристалл” расплачивается с “Алросой” в рублях, но прейскурант у нее все равно в американской валюте, – рассказывает пресс-секретарь “Кристалла” Николай Журавлев. – Но “Алроса” официально не сообщала нам о своих планах [вести расчеты в рублях], поэтому мы их не комментируем”.

По словам гендиректора “Руиз Даймондс” Валерия Морозова, его компания уже давно работает с “Алросой” и всегда удавалось найти компромисс: “Мы выражаем надежду, что шаги, которые предпринимает “Алроса”, не нанесут ущерба экономике ограночных предприятий, достаточно непростой на сегодняшний день”.

“Алроса” не хочет терять на курсовой разнице, объяснят Денис Нуштаев из ИФК “Метрополь”.

De Beers не беспокоится о введении рублевых цен. Представитель южно-африканской компании сообщила “Ведомостям”, что De Beers намерена подчиниться требованиями Еврокомиссии и покупать алмазы на московской площадке не планирует.