Индийская экспансия


Кругосветное путешествие Пранеша Антхапура завершено. Десять лет назад он уехал из Индии в Калифорнию, чтобы получить работу в компании Verifone. Год назад Антхапур оставил свой роскошный дом с пятью спальнями в Кремниевой долине и вернулся в Индию – уже в качестве директора по операционной деятельности научно-исследовательского центра Yahoo! в Бангалоре. Это крупнейшее предприятие Yahoo! за пределами Калифорнии, здесь работает 1000 специалистов.

Многие индийские менеджеры успевают совершить даже более далекие путешествия, чем Антхапур, и приспособиться к западному стилю ведения бизнеса. Контролируемая Лакшми Митталом Mittal Steel в 2006 г. стала крупнейшим в мире производителем стали, купив за $27 млрд Arcelor. Еще один выходец из Индии, Арун Сарин, занимает пост гендиректора крупнейшего сотового оператора в мире – Vodafone. В прошлом году Индра Нуи стала гендиректором PepsiCo.

В январском отчете, подготовленном Университетом Дьюка и Университетом Калифорнии в Беркли, показано, что среди иммигрантов, основавших за последние 10 лет высокотехнологичные компании в США, 26% – индийцы. Их в этой категории больше, чем британцев, китайцев, тайваньцев и японцев, вместе взятых. В 1995–2005 гг. индийцы основали в Кремниевой долине 15,5% всех новых компаний. Преимущество многих иммигрантов из Индии в США – изначально высокий уровень естественнонаучной и математической подготовки в сочетании со знанием английского языка, отмечает один из авторов отчета, Вайвек Уодва из Университета Дьюка.

Транснациональные компании охотно назначают менеджеров из своих индийских подразделений на должности руководителей глобальных операций. В британско-нидерландской компании Unilever, производящей потребительские товары, многие высокие посты заняты индийцами, начинавшими карьеру в индийском подразделении Hindustan Lever. Манвиндер Сингх Банга является президентом по продуктам питания в Unilever и входит в правление из восьми человек. Банга пришел в Hindustan Lever в 1977 г. и до сих пор остается председателем совета директоров этой компании.

В чем секрет успеха

Индийские корпорации действуют в таких разных и далеких друг от друга странах, как Венгрия, Китай и Чили. И Лакшми Миттал – не единственный выходец из Индии, покупающий крупные западные компании. В этом году Tata Steel купила британско-нидерландскую Corus за $11 млрд, United Breweries – шотландского производителя виски Whyte & Mackay за $1,2 млрд, а Hindalco – канадскую алюминиевую корпорацию Novelis за $6 млрд. По данным Grant Thornton, всего за первые четыре месяца года индийские компании осуществили 72 поглощения за рубежом на общую сумму $24,4 млрд. За тот же период зарубежные компании провели в Индии 38 поглощений на $17 млрд.

В результате компании стали охотно приглашать руководителей из числа индийцев, способных вести бизнес на международном уровне. “Сегодня корпорациям нужны менеджеры глобального масштаба”, – констатирует Арун Махапатра, партнер рекрутингового агентства Hedrick & Struggles, работающий в Индии. Особенно высок спрос на таких специалистов на рынке недвижимости, в розничной торговле и в инфраструктурных сегментах.

Стремясь повысить квалификацию своих менеджеров, компании, работающие в Индии, тратят немалые средства на всевозможные учебные программы, центры подготовки руководителей и онлайновые курсы. Причем часто такие программы ориентированы на развитие базовых навыков, а не собственно лидерских качеств. “Чаще всего занятия ведутся по основам деловых операций и организационных моментов”, – говорит профессор Шайлендра Мехта, директор партнерского проекта, осуществляемого Центром подготовки менеджеров Университета Дьюка и Индийским институтом менеджмента в Ахмедабаде (IIM-A).

С. Падманабхан, директор по персоналу Tata Consultancy Services (TCS), вспоминает, что 25 лет назад в этой аутсорсинговой ИТ-компании работало всего 400 человек. Сегодня ее штат насчитывает 90 000 специалистов, TCS – лидер индийского рынка в своей отрасли. В 2006 г. компания наняла 32 500 сотрудников, в этом году намечается столь же внушительное пополнение штата. Фактически TCS нанимает в среднем 125 человек каждый рабочий день. Несмотря на столь напряженный график, Падманабхан выглядит спокойным и уверенным в себе. Как его компании удается интегрировать в свою структуру и обучить такое количество новых людей? “Опыт по этой части у нас богатый, – говорит руководитель. – Я сам продукт такой схемы подготовки кадров. Основные принципы разработаны уже много лет назад. Ведь люди – единственное, что у нас есть”.

Учиться, учиться и учиться

TCS предпочитает нанимать выпускников университетов и самостоятельно обеспечивать их дальнейшую подготовку. Компания ищет будущих специалистов в 300 институтах страны, предлагая потенциальным сотрудникам онлайновые тесты, проверяя их общую подготовленность и аналитические способности. С теми, кто показывает хорошие результаты, комиссия из трех специалистов проводит собеседование. После зачисления в штат молодые сотрудники проходят 52-дневный курс подготовки в учебном центре компании в Керале. Здесь они занимаются не только вопросами разработки программного обеспечения, но и более тонкими вещами, включая работу в многонациональной среде. Занятия ведут специалисты по культурным традициям различных регионов. Способности взаимодействовать с представителями других культур оттачиваются в ходе ролевых игр и других подобных мероприятий.

Но на этом процесс подготовки не заканчивается. После курсов молодые специалисты каждый год в течение 15 дней участвуют в дополнительных учебных занятиях. Возможность непрерывно учиться создает для сотрудников еще один стимул, чтобы остаться в TCS. Уровень текучести кадров в компании – 11%, это самый низкий показатель для всей ИТ-отрасли Индии (у конкурентов он составляет в среднем 20%).

Действует в TCS и так называемая “программа дипломатического корпуса”. Занятия по ней длятся четыре недели, тема – межкультурное взаимодействие, стратегия и командная работа. Число участников – порядка 2000–3000. Помимо чисто деловой подготовки есть и такие мероприятия, как скалолазание.

Нилеш Белекер, 33-летний инженер-химик, недавно прошедший эту программу, рассчитывает вскоре получить назначение на менеджерскую должность в европейском подразделении TCS. Получил диплом MBA в Бомбейском университете. Перешел в TCS из Philips семь лет назад. “На занятиях мы постигали, в числе прочего, что следует и чего не следует делать, работая в Венгрии”, – говорит Белекер (это одна из стран, где TCS ведет бизнес). Но самыми интересными, с его точки зрения, были занятия по культуре Индии, в частности обучение наиболее популярным традиционным танцам страны. “Теперь мы можем гораздо успешнее представлять свою страну, работая за рубежом”, – уверен Белекер. (30.06.2007, Александр Силонов)