LionOre досталась “Норникелю”


Норникель” в рамках оферты на выкуп акций LionOre собрал 90% ее бумаг, сообщила в пятницу российская компания. Ее предложение действовало до 20.00 28 июня по времени Торонто (4.00 МСК 29 июня). Как и ожидалось, большинство бумаг акционеры LionOre принесли в последний момент, рассказал “Ведомостям” проведший бессонную ночь гендиректор “Норникеля” Денис Морозов. Акции будут оплачены “дочкой” “Норникеля” в течение трех дней.

Для владельцев оставшихся 10% акций LionOre “Норникель” продлил оферту до 10 июля. Это формальность: чтобы сделка считалась закрытой, “Норникелю” нужно было собрать две трети акций LionOre. Значит, уже сейчас он имеет право принудительно консолидировать 100% акций компании. Но эта процедура довольно сложна: например, придется вновь проходить согласования в канадских регуляторах, говорит Морозов. А вот если “Норникелю” удастся до 10 июля собрать еще хотя бы 1% акций LionOre (чтобы пакет превысил 90%), то консолидация оставшегося пакета практически будет автоматической, объясняет продление оферты Морозов.

LionOre станет крупнейшей покупкой российских компаний за рубежом, отмечает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Эту сделку “Норникель” осуществил меньше чем за два месяца, напоминает Морозов. В начале мая “Норникель” предложил акционерам LionOre купить у них компанию за $4,77 млрд, перебив $4-миллиардную оферту швейцарской Xstrata. Швейцарцы, одни из ведущих игроков на рынке слияний и поглощений, подняли планку до $5,6 млрд, но “Норникель” 23 мая перебил и ее, предложив за компанию $6,3 млрд (в четверг капитализация LionOre в Торонто была $5,65 млрд). Такой и будет сумма сделки.

“Естественно, мы испытываем колоссальное удовлетворение от того, что смогли доказать, что менеджмент “Норникеля” способен реализовывать такие амбициозные проекты”, – говорит Морозов. Будут ли какие-то перестановки в руководстве LionOre, в “Норникеле” еще не решили. “Скорее всего мы оставим прежний менеджмент LionOre, он весьма эффективен”, – говорит Морозов. С LionOre “Норникель” подписал в июне соглашение о поддержке сделки.

Один из совладельцев “Норникеля” – Михаил Прохоров был против повышения оферты, считая цену за LionOre завышенной. То, что сделка будет дорогой, было понятно с самого начала, отмечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев, ведь “Норникель” ввязался в борьбу не с кем-нибудь, а с Xstrata, которая привыкла идти до конца. Вдобавок “Норникель” не так уж и сильно переплачивает, ведь LionOre – последний свободный крупный никелевый актив, продолжает аналитик. “Норникель” слишком долго был замкнут в рамках России, а благодаря этой сделке он получает географическую диверсификацию и наращивает мощности, которые долгие годы были неизменны, добавляет Чуйко. Эта покупка также поможет загрузить сырьем купленные “Норникелем” в начале года никелевые активы финской OM Group, говорит он.

“Норникель” финансирует эту сделку за счет кредита на $6 млрд, предоставленного Paribas и Societe Generale. Даже с таким кредитом уровень долга “Норникеля” остается вполне комфортным, говорит аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. Он почти вдвое ниже прогнозируемой Пухаевым EBITDA “Норникеля” в 2007 г. – $11 млрд. Пухаев и Чуйко думают, что на стоимости самого “Норникеля” эта сделка почти не отразится (в пятницу капитализация компании в РТС была $39,5 млрд). Главное, что покупка LionOre не испортит рентабельность “Норникеля”, полагает Пухаев. В прошлом году она составила по EBITDA 66,9%.