Три измерения “Трех квадратов”


“Я всегда одной рукой рисовал, другой – делал книжки”, – рассказывает о себе Митурич. Он закончил Московский полиграфический институт и сотрудничал со многими издательствами. В середине 90-х Дмитрий Ицкович пригласил Митурича в издательство “ОГИ”, где тот четыре с половиной года проработал главным художником. “Там я увидел, как работать с чудесными авторами”, – вспоминает Митурич.

В 2000 г. вместе с сыном он создал собственное издательство. И тут Митуричу очень помогли контакты, завязанные ранее. В частности, знакомство с профессором Уильямом Брумфилдом, одним из авторов изданной в США книги “Жилище в России: век XX. Архитектура и социальная история”. В 2002 г. “Три квадрата” выпустило эту книгу на русском языке. “Тираж в 1000 экземпляров отлично разошелся, а мы продолжили сотрудничество”, – говорит Митурич.

Знаток России

“Брумфилд всю Россию прополз на пузе, все время фотографировал и собрал уникальный фотоархив российских архитектурных объектов, – продолжает Митурич. – В США он издал несколько серьезных трудов, в том числе “Историю русской архитектуры”, потом предложил выпустить такой же толстый том на русском языке, но я решил, что правильнее разделить книгу тематически – по регионам”. Серия “Архитектурное наследие в фотографиях” существует уже два года, в год выпускается по три издания. Напечатаны книги, посвященные Вологде, Тотьме, Иркутску, Соликамску, Чердыни. “Когда мы запускали эту серию, то не слишком думали о маркетинге, – рассказывает Митурич, – но при подготовке “Чердыни” отправили в этот город книжку, посвященную Соликамску, и в итоге там заказали полтиража книги о Чердыни – 500 экземпляров”. “Книги нам очень понравились, – подтверждает директор Чердынского краеведческого музея им. Пушкина Светлана Пьянкова. – Альбомы мы купили по 216 руб., продаем по 260 руб., туристы их охотно берут”.

В год “Три квадрата” выпускает около 25 наименований книг и еще около 15 наименований для других издательств, зарабатывая на этом около 2 млн руб. Практически все книги выходят тиражом 1000 экземпляров, печать тиража стоит от $2000 до $3500. “Если бы каждый тираж продавался полностью, я бы ездил на “мерседесе”, но пока езжу на метро”, – смеется Митурич. “Три квадрата” выручает сотрудничество с иностранными партнерами. Так, двуязычную серию “Открывая Россию” поддерживает Институт Дж. Кеннана (США), получая 100 экземпляров от каждого тиража. Автор Уильям Брумфилд от гонораров отказывается. “Гонорары, которые я мог бы получить в маленьком российском издательстве, не стоят связанных с их получением хлопот”, – комментирует Брумфилд.

Украсть, чтобы купить

Серию bibliotheca hungarica (венгерская литература) частично спонсирует Венгерский культурный центр. “Венгерскую серию я сделал ярко-желтой в расчете на то, что люди, которые эту книгу никогда бы не купили, увидев ее на выставке, постараются ее украсть”, – делится Митурич. Его прогноз оправдался – на выставке интеллектуальной литературы Non fiction несколько экземпляров действительно были похищены, а на следующий год серия начала продаваться.

“Три квадрата” продает свои книги через двух оптовиков, в частности через “Мир интеллектуальной книги” (МИК). “Не в том дело, что издательство поддерживается грантами, главное – что хоть кто-то фотографирует российскую глубинку, – говорит генеральный директор компании “МИК” Игорь Чулков. – Эти издатели постоянно рискуют, выпуская некоммерческие серии: театральную, венгерскую и др.”. “У “Трех квадратов” необычные серии – пьесы и философские издания”, – говорит руководитель магазина “Фаланстер” (интеллектуальная литература) Алексей Юсев. Помимо “Фаланстера”, книги “Трех квадратов” продаются в магазине издательства Ad Marginem, а также в магазине “Москва”. “Оптовики к стоимости книги добавляют 25%, магазин “Фаланстер” – 33%, а “Москва” – больше 100%, естественно, книги лучше продаются в “Фаланстере”, – отмечает Митурич. “В “Москве” просто не знают, куда поставить интеллектуальные книжки, а мы обеспечиваем правильную выкладку”, – комментирует Юсев из “Фаланстера”.

Отдельным потоком

Митурич убежден, что дистрибуция интеллектуальной литературы должна идти отдельным потоком. “Если нашу книгу везут в Сибирь в одном вагоне с детективами Дарьи Донцовой, то дистрибуторам становится очевидно: нашу книгу брать невыгодно – она не делает погоды”, – объясняет Митурич. По его мнению, ситуацию могут исправить почтовые пересылки. “Три квадрата” отправляло почтой книги в Тобольск, Чердынь и Вологду с наценкой за пересылку всего в 12%, что для покупателей выгоднее, чем приобретать книгу через магазины.

Чулков с идеей Митурича насчет отдельной дистрибуции категорически не согласен. “Я считаю, что интеллектуальная литература должна идти вместе со всей остальной, иначе она не попадет к покупателю. Проблема не в том, интеллектуальной вы книгой торгуете или нет, а в отсутствии правильного учета, – убежден Чулков. – Оптовики должны получать от книжных магазинов информацию о том, какие книги проданы, а какие нет. В России такую информацию своевременно поставляет только один магазин – “Москва”. Когда такого учета нет, оптовые структуры рассыпаются. Эта проблема особенно обостряется при торговле интеллектуальными книгами, где нет большого потока”. “Магазины не должны руководствоваться только коммерческими побуждениями, а брать хотя бы по одной книжке интеллектуальных издательств”, – убежден Юсев.

Согласно исследованиям маркетингового агентства Step by step, емкость российского книжного рынка в 2006 г. составила около $2 млрд, наибольшую долю рынка занимают издательства “Эксмо” и “АСТ” (по 10%), у издательств “Просвещение” и “Дрофа” приблизительно по 7% рынка. “Интеллектуальная литература не самый крупный сектор книжного рынка, но на такую литературу существует устойчивый спрос, – говорит главный редактор издательства “Лимбус Пресс” писатель Павел Крусанов. – Более определенно ответить трудно, поскольку книги из интеллектуального сектора иногда переходят в более массовый”.

Зубец в кадре

Два года назад у Саввы Митурича возникла идея создать при издательстве собственный фотобанк. “Я работал арт-директором в нескольких журналах и столкнулся с тем, что очень сложно достать изображения, связанные с русской тематикой: памятников архитектуры, административных зданий, госсимволики”, – говорит Савва Митурич. Так был создан фотобанк Mosphoto.ru, для которого издатели покупали фотографии или делали их сами. “Например, только у нас можно купить фотографию зубца Кремлевской стены в трех ракурсах”, – заявляет Митурич. “Три квадрата” выпустило три диска с изображениями Москвы, Санкт-Петербурга, городов Золотого кольца. На каждом диске стоимостью примерно по $300 – 125 фотографий полиграфического качества. “Чтобы избежать пиратского копирования, мы заключаем с клиентом лицензионное соглашение, что он не будет тиражировать диск”, – объясняет Савва Митурич. Среди покупателей фотобанка – издательство “Эксмо”, дизайн-бюро “Линия График”, Пулковский аэропорт и даже японские кондитеры, решившие выйти на русский рынок с упаковками в русском стиле. По словам Митурича, прошлый месяц был первым, когда издательство на изображениях заработало больше, чем на московских продажах книг.

Выгодная карта

А недавно в издательстве “Три квадрата” начали выпуск факсимильных изданий карт Москвы и России XVI–XVII вв. “Это карты из коллекции моего хорошего знакомого Алексея Булатова”, – рассказывает Митурич. “Напечатать их просто и недорого, но непонятно, что потом делать с тиражом – почти ни один магазин не берет их на реализацию, потому что это невыгодно”, – говорит Булатов. Но Митурич решил рискнуть. Год назад его издательство вложило $2000 и выпустило первые пять карт тиражом около 600 экземпляров каждая. Лист хорошей итальянской бумаги, на которой печатается карта, стоит $1, оптовики приобретают карту за $10. “На рынке нет такого товара: есть либо дорогие антикварные карты, либо новоделы в старинной манере, – утверждает Митурич. – Мы же продаем наши карты со всеми выходными данными, чтобы они не выглядели подделкой”. Митурич признается, что на картах издательство уже заработало $4000. “Листовую продукцию делать значительно выгоднее, чем книги, и сейчас мы готовим к выпуску новую серию карт”, – говорит издатель.

Работая в трех разных сегментах полиграфического рынка, Сергей Митурич не боится конкуренции. “Наши интересы не пересекаются”, – рассуждает он и добавляет, что собирается расширяться – во всех трех направлениях.