ИНТЕРВЬЮ: Александр Повстяный, генеральный директор ФГУП “Ростэк”


Любому, кто пересекал по суше границу России, доводилось видеть помещение “Ростэка” или объявление о предоставляемых им услугах. Таможенный брокер, владелец приграничной инфраструктуры и в каком-то смысле логистическая компания в одном лице, “Ростэк” принадлежит Федеральной таможенной службе. Александр Повстяный, возглавивший ФГУП в начале года, – свежий человек для этой системы, как и нынешний руководитель ФТС, бывший гендиректор “Рособоронэкспорта” Андрей Бельянинов. Зато Повстяный работал под началом Бельянинова еще в Новикомбанке (в котором “Рособоронэкспорт” держит счета) – так что с точки зрения нового руководства таможней человек проверенный. В интервью “Ведомостям” Повстяный рассказывает о том, почему автомобилистам на границе с Прибалтикой вечно приходится стоять в пробках, обещает ускорить процедуру ввоза импортных запчастей для самолетов и клянется не чинить препятствий частной конкуренции на рынке таможенных услуг.

– Говорят, импортеры, которые имеют дело с вами, не имеют проблем с таможней. Это правда?

– Участник ВЭД, будь то экспортер или импортер, не имеет никаких проблем с таможней при условии своей добросовестности. Так что добросовестный участник ВЭД по определению получает режим наибольшего благоприятствования в любом таможенном подразделении. Но у нас действительно есть конкурентное преимущество за счет развитой инфраструктуры, ведь наши филиалы есть во всех приграничных областях.

– А в каких регионах таможенная инфраструктура наименее развита?

– Конечно, на Дальнем Востоке. Это удаленный регион, который сложно контролировать, поэтому [у нас] были понятные опасения перед тем, как инвестировать туда серьезные средства. Но сейчас ситуация начинает выправляться, и таможенная инфраструктура здесь активно развивается.

– С какой целью создавалась ваша организация? Изменились ли эти цели к сегодняшнему дню?

– Приказ ГТК РФ о создании ФГУП “Ростэк” был зарегистрирован 16 июля 1992 г. Руководство страны тогда исходило из следующего: с развалом Союза внешние границы новой России сместились по всему периметру запада и юга, обустроенная погранично-таможенная инфраструктура досталась бывшим советским республикам, а новую, уже собственно российскую, приходилось создавать в чистом поле. Государству пришлось взять эту функцию на себя. Во-первых, речь шла об обустройстве границы, что само по себе предмет национальной безопасности. А во-вторых, отечественный частный сектор тогда мало интересовали долгосрочные инфраструктурные проекты. Поэтому-то и была создана система предприятий “Ростэк”, единственным учредителем которого является ФТС. Перед нами были поставлены следующие две главные задачи – обустройство материально-технической базы российских таможенных органов и их инфраструктуры, а также их техническая эксплуатация и обслуживание.

За 15 лет деятельности система “Ростэк” обеспечила создание практически всей новой российской таможенной инфраструктуры, а это более 300 разнообразных объектов. Поставленные в 1992 г. нашим учредителем две главные задачи сохраняют свою актуальность и сегодня. При этом по причине постоянного роста внешнеторгового оборота нашей страны объемы решаемых задач постоянно растут. Скажем, в декабре 2006 г. начато строительство шести многосторонних автомобильных пунктов пропуска (МАПП) на российско-украинской границе общей пропускной способностью 4300 авт./сутки, трех МАПП на российско-казахстанской границе (2500 авт./сутки), одного МАПП на российско-литовской границе (500 авт./сутки). В этот же период будет проведена реконструкция МАПП “Забайкальск” (2000 авт./сутки).

– А как вы относитесь к планам правительства по созданию специального агентства по управлению таможенной инфраструктурой? По одному из вариантов ему должна перейти ваша инфраструктура, которая находится непосредственно на границе.

– Если агентство будет создаваться отдельно от нас, мы готовы оказывать помощь в его создании. Хотя, на мой взгляд, логичным было бы решение создавать агентство на основе инфраструктуры системы предприятий “Ростэк”.

– Всем известны многокилометровые приграничные пробки грузовых автомобилей на северо-западе России, например на границей с Латвией. Чем они вызваны и когда ситуация исправится?

– Пробки вызваны в первую очередь тем, что грузопотоки ориентированы через порты приграничных стран в этом регионе. Кардинальное решение проблемы – это развитие собственной портовой инфраструктуры. Кроме того, чем больше грузопоток идет через конкретный пункт, тем легче в нем спрятать, скажем, “не белый” товар. Проводились эксперименты как раз на этом направлении – когда на таможенном посту устанавливали мобильные инспекционно-досмотровые комплексы, то грузопоток резко падал.

– Много ли у вас работает бывших сотрудников ФТС?

– Работают, хотя и не много. Я сам некоторое время работал в качестве советника руководителя ФТС Андрея Юрьевича Бельянинова. И головной офис, и наши региональные “дочки” – все мы работаем в тесном взаимодействии с курирующими нашу деятельность подразделениями ФТС. Понятно, люди друг друга знают по многу лет. Логичны в этой связи и какие-то кадровые решения.

– Каково соотношение зарплат у вас и в ФТС?

– С некоторого времени наши зарплаты вполне сопоставимы. Одной из первых задач, которую решил руководитель ФТС благодаря поддержке президента, стало повышение средней зарплаты в таможенных органах с января с. г. в среднем до 26 000 руб. Такой же уровень зарплат и в системе предприятий “Ростэк”. В целом по системе мы стараемся выдерживать ежегодное индексирование в пределах объемов среднегодовой инфляции.

– Есть ли у вас прибыль и как вы ей распоряжаетесь?

– В прошлом году совокупная чистая прибыль всей системы составила 173,7 млн руб., рост по сравнению с 2005 г. – более 60%. Поскольку “Ростэк” на 100% принадлежит государству в лице ФТС, более половины получаемой прибыли тратится нами на реализацию социальных программ российских таможенных органов – санаторно-курортное лечение, спортивно-оздоровительные программы, а также организацию питания для сотрудников таможенных органов.

– Есть ли у вас планы по развитию собственной инфраструктуры, строительству новых складов?

– Предприятия “Ростэка” за счет собственных и привлеченных средств реализуют долгосрочную программу развития собственной таможенной инфраструктуры, современных складских таможенно-логистических терминалов. Сейчас в России появились мощные транспортно-логистические компании, в том числе иностранные. И если мы не будем развивать свою, в первую очередь складскую, инфраструктуру, то можем потерять свои преимущества.

– Как вы относитесь к работе других таможенных брокеров? И кто, по вашим представлениям, будет доминировать на рынке таможенных услуг в перспективе – “Ростэк” или другие?

– Сейчас лишь до 30–35% всего объема ввозимого и вывозимого оборота оформляется у нас с участием таможенных брокеров. Основная же масса участников ВЭД все еще предпочитает действовать самостоятельно. Понятно, что профессионально работающий брокер как посредник в цепочке таможня – участник ВЭД существенно повышает надежность работы всей системы ВЭД. Административными мерами обязать операторов внешней торговли работать через брокера нельзя. Надо полагать, что развитие брокерской системы в России займет еще немалое время. Хорошо то, что у нас уже более десятилетия в этой сфере функционируют саморегулируемые организации общефедерального и регионального уровней.

Брокерское направление в системе “Ростэк” успешно развивается уже много лет. Подавляющее большинство наших “дочек” имеют лицензии на брокерскую деятельность, и вместе с иными видами услуг услуги брокера-декларанта активно предлагаются нашим клиентам. Поскольку, как я сказал, рынок брокерских услуг в таможенной сфере все еще формируется, сверхжесткой конкуренции здесь пока нет. Работы пока хватает всем, и “Ростэк” заинтересован в том, чтобы одновременно с нашими компаниями на рынке присутствовало еще много других профессиональных брокеров.

– В прошлом году президент произнес известную фразу о слиянии в экономическом экстазе на ряде пунктов пропуска таможенников и бизнеса. Что сделано с той поры, чтобы ликвидировать частные элементы таможенной инфраструктуры?

– Таможенные посты, таможенные терминалы и другая таможенная инфраструктура должны принадлежать или по крайней мере контролироваться государством в лице таможенных органов. По объективным причинам – ограниченные ресурсы, кратчайшие сроки формирования – часть таможенной инфраструктуры создавалась у нас с участием коммерческих структур. В основном это касается таможенных терминалов, складов временного хранения, где одновременно располагаются таможенные посты. Руководством страны в апреле прошлого года была поставлена ясная задача постепенно перевести эту собственность под государственный контроль. Понятно, что данная задача будет решена. Методы и технологии ее решения, временные рамки – все это относится к компетенции правительства страны. Мы в “Ростэке” исходим из того определения, что таможенная инфраструктура, которой владеет система “Ростэк”, является 100%-ной государственной собственностью, принадлежит и управляется государством в лице ФТС и вполне способна стать основой формирования единой общегосударственной системы в этой сфере деятельности.

– Какова ваша доля в обслуживании экспортно-импортных грузопотоков?

– Мы традиционно почти не занимаемся обслуживанием экспорта энергоресурсов, но практически все остальные товарные группы мы обслуживаем. Думаю, наша доля на рынке – 5–10%.

– Эксплуатанты иностранных самолетов, станков и других сложных агрегатов перманентно испытывают трудности со своевременным ввозом импортных запчастей. Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

– Нужны новые технологии предварительного декларирования таких товаров. Все его процедуры в Таможенном кодексе уже прописаны, мы этим уже занимаемся. В частности, мы готовим соглашение с “Сухим” о предоставлении компании комплексных транспортно-логистических услуг для производства самолета Sukhoi SuperJet, в котором много импортных комплектующих.