Кошмары белых ночей


Ensemble Wiener Collage, в который собрались солисты Венского филармонического оркестра (как почти всегда – по композиторской инициативе), за 20 лет жизни накопил внушительный репертуар – с акцентом на композиторах нововенской школы (Шенберг, Берг, Веберн) и современной австрийской музыке. В их петербургской программе классика XX в. (Барток, Шенберг) вписалась в юбилейный фестивальный проект “Стравинский и его время”, а пьесы ныне живущих композиторов (Здислава Высоцки и Рене Штаара) пополнили необходимый минимум современной музыки на фестивале.

Худрук ансамбля Рене Штаар выступил как скрипач, капельмейстер и композитор. Его дуэт для скрипки и флейты piccolo из цикла “Близнецы” – мастерски сконструированная слуховая иллюзия, в которой разные мелодии и тембры сливаются в один двуликий поток. Скрипичные присвисты, маскирующиеся под флейту, прозвучали правильно благодаря HiFi-слышимости зала. Акустика нового концертного зала Мариинки, в которой любые тембровые изыски звучат так, как задумано композитором, идеально подходит для современной музыки.

Первая часть программы могла быть идеальна, если бы не струнное трио Шуберта в начале концерта, в которое скрипач подпустил небрежностей, будто еще разыгрываясь. Но любые придирки были забыты во втором отделении, когда венцы предъявили “Лунного Пьеро” Шенберга. В партитуре – символе музыкального экспрессионизма главными для музыкантов стали легкость и острая графика, с которой Шенберг переложил ночные кошмары стихов Альбера Жиро на шесть инструментов и голос. Sprechgesang (изобретенный Шенбергом гибрид пения и речи) и по сей день опасный вызов исполнителю. Артистка венского Бургтеатра драматическая актриса Сильви Рорер нашла точный баланс обеих составляющих, а в целом вокальная строчка ни в чем не уступала лицедейству. Ее безупречно декадентский Пьеро, отправивший публику в нокаут, останется в легендах петербургских меломанов.

Секретом эффекта оказалась интеграция ломкой пластики актрисы в музыкальный текст. Можно было разглядывать знаковую партитуру ХХ в. по жестам Рорер. Актерское присутствие стало не дополнением, а множителем воздействия партитуры Шенберга. Мастерски Рорер использовала и круговую ось зала, постоянно меняя адресата и сбивая с толку слушателя.

Гастроли венского ансамбля продемонстрировали, что в Петербурге появился зал с подходящими условиями для камерной новой и новейшей музыки – подробной акустикой и современным дизайном.