Богаче Гейтса


Состояние 67-летнего Слима перевалило за $60 млрд. Менее полугода назад он занимал 3-е место после Гейтса и Уоррена Баффетта, гендиректора Berkshire Hathaway. В списке журнала Forbes, в котором данные о состоянии миллиардеров (рассчитываются на основании их доли в бизнесе) снимались 9 февраля, Слим был оценен в $49 млрд, Баффетт – в $52 млрд, а Гейтс – в $56 млрд.

Но Слим показал самые быстрые темпы роста: состояние богатейшего мексиканца за год выросло на $19 млрд.

Столь стремительный рост объясняется прежде всего удорожанием главных активов Слима. Подконтрольные ему компании – фактические монополисты в телекоммуникационном секторе Мексики: Telefonos de Mexico (Telmex) контролирует более 90% рынка фиксированной связи, обслуживая 18,3 млн домохозяйств, а оператор мобильной связи America Movil, работающий по всей Латинской Америке, в Мексике контролирует 75% рынка (более 44,9 млн абонентов).

Благодаря росту капитализации этих компаний Слим уже в конце марта обогнал Баффетта: тогда его активы оценивались в $53,1 млрд, а состояние инвестиционного гуру – в $52,4 млрд.

Как и крупнейшие российские предприниматели, Слим имеет интересы во многих отраслях экономики. Помимо телекоммуникационных активов он контролирует финансовые и розничные компании. Финансовые активы (банковские, страховые, венчурные, пенсионные) объединены в холдинг Grupo Financiero Inbursa. Холдинг Grupo Carso контролирует сеть универмагов Sanborns и магазинов Sears Roebuck de Mexico, владеет пакетами акций в производителе сигарет Cigatam, а также в концерне Empresas Frisco, работающем в горнодобывающем, химическом и железнодорожном секторах.

С 9 февраля, когда Forbes составлял рейтинг, рыночная капитализация America Movil выросла на 30,9%, Telmex – на 20,27%, Inbursa – на 22,2%, тогда как Microsoft – лишь на 2,62%. Гейтсу принадлежит около 10% акций Microsoft, и это, по данным Forbes, половина его активов; вторая находится в его собственном инвестиционном фонде. По итогам торгов в понедельник капитализация Microsoft составила $284,5 млрд; состояние Гейтса, таким образом, составляет около $57 млрд.

Слим контролирует 41% обыкновенных акций America Movil и 42,6% акций Telmex (в обоих случаях у него больше 50% голосующих акций). По итогам понедельника эти пакеты стоили $29,75 млрд и $11,7 млрд соответственно; Inbursa стоила $7,3 млрд, а Carso – $9,07 млрд. В сумме это дает $57,82 млрд. Кроме того, компании Слима владеют 51% акций частной компании CompUSA, ведущего розничного торговца электроникой в США, и некоторыми другими активами.

Эдуардо Гарсиа, основатель мексиканского финансового интернет-издания Sentido Comun, оценивает состояние Слима в $67,8 млрд, а Гейтса – в $59,2 млрд. Три месяца назад Гарсиа первым заметил, что Слим обошел Баффетта; Forbes опубликовал эту информацию несколькими днями позже.

Слим – сын ливанского эмигранта. Унаследовав от отца миллионы, он открыл в Мехико популярный магазин “Звезда Востока”. Однако основа его бизнес-империи была заложена во время приватизации. Слим стал известен в Мексике в 1990 г., когда купил на приватизационном аукционе 51% акций телекоммуникационной госмонополии Telmex. Слима тогда обвиняли в том, что он выиграл тендер благодаря связям во властных структурах. С тех пор ему успешно удавалось блокировать попытки мексиканских политиков создать условия для более серьезной конкуренции на телекоммуникационном рынке.

Слим наращивает присутствие в разных секторах и странах и не собирается ослаблять хватку. “Состояние – все равно что фруктовый сад. Делиться надо плодами, а не деревьями”, – заявил он в одном из интервью.

Между тем доли Гейтса и Баффетта в их компаниях (главный источник их состояния) номинально сокращаются. Гейтс постепенно продает акции Microsoft, переводя деньги в свой инвестфонд, из которого миллиарды долларов затем берутся на благотворительные проекты. Баффетт год назад объявил, что передаст на благотворительность $37 млрд, из них более $30 млрд – Фонду Билла и Мелинды Гейтс. Каждый год Баффетт будет перечислять 5% из своего пакета акций Berkshire Hathaway.

Слим, впрочем, тоже жертвует на благотворительность. В созданный им фонд он передал $4 млрд на проекты в области образования и здравоохранения; за четыре года он пообещал пожертвовать фонду $10 млрд.