Европа химзащитилась


С 1 июня 2008 г. Европейский союз вводит новую систему регистрации производства, импорта и использования химических веществ (REACH). Она распространяется на вещества, поставляемые и в чистом виде, и в составе готовых изделий. Под действие REACH подпадают химическая промышленность и нефтехимия, металлургия, текстильная, электронная и целлюлозно-бумажная промышленность, автопром, рассказывает исполнительный директор Российского союза химиков Игорь Кукушкин.

Для контроля в ЕС создается химическая полиция, учет будет вести специальное агентство. Еврочиновникам известны около 180 000 веществ (список на cha.europa.eu), если вещество неизвестно, придется исследовать его на токсичность, пожароопасность и т. д. в одной из сертифицированных лабораторий. Компаниям придется делать это за свой счет.

Опросив крупнейшие химические компании Европы, KPMG выяснила, что новая система заставит 92% фирм поднять цену на продукцию или скорректировать ассортимент, а 10% фирм не смогут производить минимум одно изделие. BASF собирается потратить на регистрацию веществ $550 млн, BP – $60 млн, знает KPMG.

Исследование может занять до 11 лет и будет стоить 38 000–880 000 евро, рассказывает директор департамента техрегулирования и метрологии Минпромэнерго Марина Глазатова. Цена зависит от количества импортируемого вещества и тестов. Самые затратные – токсикологические исследования, они стоят порядка 80 000 евро.

На исследования и сертификацию веществ для REACH российские компании затратят 10% экспортного дохода, это минимальные затраты на мероприятия такого рода, говорит директор “Центрохимсерта” Игорь Панов. Только химпром при ежегодном объеме экспорта $5 млрд вложит в подготовку к REACH $600 млн. Затраты всех отраслей составят десятикратную сумму, они будут около $6 млрд, подсчитал он. В Европе уже исследовано на безопасность 109 000 веществ, а в России – 49 000. Если Европа и Россия признают исследования друг друга, то российские экспортеры потратят на исследования и сертификацию 3–5% от оборота компании, считает Кукушкин.

Российские компании пока не испугались. “Мы экспортируем в Европу мало удобрений, товар не уникален”, – рассказывает представитель пресс-службы “Фосагро”. Как только любая компания зарегистрирует в Европе аналогичный продукт, “Фосагро” присоединится к регистрации, сократив издержки. “Мы следим за развитием ситуации, но в настоящее время требования очень расплывчаты для того, чтобы предпринимать конкретные шаги”, – заявил представитель “Северстали”. “Проблемы будем решать по мере возникновения, пока наши партнеры из ЕС никаких требований не выдвигали”, – сказали в пресс-службе Объединенной металлургической компании.