Третий путь


Предприниматель и отец двух сыновей Уильям Бэрон однажды вспомнил, как счастлив был его дед, когда, выйдя на пенсию, перебрался в солнечную Флориду. Уильям решил не откладывать дело в долгий ящик и сегодня живет с семьей в закрытом поселке в районе Вест-Палм-Бич. Бэрон был и остается директором небольшой нью-йоркской компании, но о месте под солнцем для себя и детей решил позаботиться заранее. “Компанию TitleVest я основал в 1999 г., – рассказывает Бэрон. – Сегодня мы занимаем офис на Уолл-стрит, у нас тысячи клиентов и большой опыт работы с недвижимостью в Нью-Йорке. В 2003 г. родился мой первый сын. Мы снимали двухкомнатную квартиру на Манхэттене, а это не самое лучшее место для детей...”

Сразу после открытия компании Бэрон начал активно вкладывать средства в технологии, искать эффективные пути для оказания услуг через Интернет, зная, что это даст компании конкурентное преимущество: “Через несколько лет в моей компании работало уже 40 человек, прибыль и клиентская база стремительно росли. Тогда я начал еще более активно инвестировать в технологии. Благодаря интернет-системам и IP-телефонии я мог работать и отвечать на звонки поздно вечером и в выходные дни. Необходимая база у меня уже была”.

Когда родители жены Бэрона решили купить дом во Флориде, они с женой в шутку заговорили о том, что, наверное, тоже стоит переехать. Место понравилось им настолько, что Бэрон с женой решили построить дом в закрытом поселке. С практической точки зрения бизнесмен оправдывал поступок тем, что сможет привозить туда клиентов. “Вначале мы приезжали в наш новый дом на три недели. Впервые после окончания университета я столько времени проводил вне офиса. Но всегда брал с собой телефон и компьютер и быстро понял, что могу работать не менее эффективно. Несколько месяцев мы жили на два дома, летая из Нью-Йорка во Флориду и обратно, а потом окончательно решили переехать. У нас уже есть первые клиенты во Флориде. В Нью-Йорк я приезжаю раз в месяц на 2–3 дня, но со мной всегда можно связаться по телефону”.

Приблизиться к мечте

Российские менеджеры и бизнесмены также тратят много времени на дорогу, а для общения с клиентами и управления персоналом пользуются IT-технологиями. И, конечно, многие мечтали бы жить за городом, работать в собственной усадьбе и оттуда руководить бизнесом. Только мало у кого это получается.

“У моего английского коллеги есть дом на острове, и он, сидя под деревом с ноутбуком, ведет деловую переписку с клиентами, – мечтательно рассказывает генеральный директор фирмы патентных поверенных “Иннотэк” Алексей Вахнин. – Я и сам бы хотел организовать свою деятельность таким образом, но пока это невозможно. Я работаю в большой компании, мое постоянное присутствие в офисе необходимо – большинство дел нельзя решить дистанционно хотя бы потому, что документы требуют оригинальной подписи, а клиенты настаивают на личной встрече”.

Руководитель компании “Здоровый лес” Сергей Пальчиков родом из сельской местности и всегда мечтал жить в лесу. И хотя его деятельность напрямую связана с природой, живет и работает он в Москве. “Мой бизнес активно развивается, и, я считаю, на этом этапе было бы неправильно полностью удалиться от управления компанией”, – убежден Пальчиков.

Зато владельцу двух компаний – “Рослы” (ландшафтный дизайн) и “Салона карет Сергея Пупынина” – Сергею Пупынину удалось максимально приблизиться к американской мечте об удаленном управлении бизнесом. “Я не могу жить без земли и долго находиться в мегаполисе, поэтому стараюсь максимальное количество времени жить в усадьбе, расположенной в 60 км от Москвы, и управлять бизнесом оттуда”, – делится Пупынин. В загородном доме он оборудовал полноценный кабинет с телефоном, факсом, сканером, копировальным аппаратом и мощным компьютером. “Текущее планирование и управление осуществляется через средства связи, – объясняет Пупынин. – Конечно, остается личный фактор – когда мне нужно встретиться лично с моим клиентом. Без этого не обойтись”.

Доверять и проверять

“Конечно, в такой работе есть сложности. Труднее всего мне было поверить в профессионализм сотрудников, ведь моя жизнь во Флориде напрямую зависит от тех людей, которые управляют моим “кораблем” в Нью-Йорке, – рассказывает Бэрон. – Но это не значит, что я свалил всю работу на их плечи и включил автопилот. Сотрудники компании получают копии моей деловой переписки. Ежедневно я по 20 минут общаюсь с каждым из ключевых менеджеров”.

В России, однако, редкий руководитель может себе позволить только дистанционное управление.

“У меня есть возможность проводить видеоконференцию из дома, но я считаю, что это допустимо не чаще двух раз в неделю”, – категоричен Пальчиков. “Раз в неделю я спускаю сотрудникам план работы, которую каждый должен выполнить, – говорит Пупынин. – У меня небольшая структура, высок человеческий фактор, а каждый сотрудник многофункционален. Я не считаю, что моим подчиненным нужен надзиратель, если они справляются с работой”.

“Менталитет российских сотрудников таков, что им постоянно нужен контроль со стороны директора, – убежден Вахнин из “Иннотэка”. – В отсутствие начальника персонал начинает приходить поздно, уходить рано и плохо работать. Когда начальник работает в офисе, подчиненные заняты тем же. Стоит ему уйти, и подчиненные принимаются играть на компьютере, курить, отвлекаться”.

Еропкин на проводе

“Есть еще одна сложность, – отмечает Бэрон. – Нередко во время телефонного разговора клиент предлагает пообедать вместе. Люди и не подозревают, что я нахожусь за сотни километров от Нью-Йорка. Поэтому, когда я приезжаю, начинается суета, встречи идут одна за другой. И еще проблема в том, что мне трудно забыть о делах. Я постоянно проверяю коммуникатор – и на велосипедной прогулке, и когда я иду гулять с детьми. Жену ужасно раздражает моя привычка набирать сообщения, когда машина останавливается на светофоре. Ей не нравится мой длинный рабочий день. Дома я постоянно сижу у монитора компьютера. Я на связи, я работаю. Моя голова не умеет переключаться на отдых”.

“При удаленной работе размываются границы между деятельностью и досугом, – соглашается Вахнин. – Получается, что в любой точке земного шара ты доступен клиентам и подчиненным и должен решать рабочие проблемы. Но ведь иногда хочется просто отключаться от работы”.

Не хватает красок

По словам Бэрона, основное преимущество переезда за город – это качество жизни: “И у нас, и у детей в поселке много друзей. Дорога до офиса занимает 3–4 минуты. На работу я надеваю шорты и футболку. Кругом растут пальмы. Я обедаю вместе с семьей. Если бы мы жили в пригороде Нью-Йорка, я бы тратил на дорогу не меньше двух часов. А здесь провожу это время с детьми”.

Эта радужная картина в России лишается многих красок. Сергей Пупынин создал себе все условия для дистанционной работы, но ему приходится много времени проводить в городе из-за семьи. “Мы привязаны к городу, потому что один ребенок ходит в школу, – говорит Пупынин, – а в сельской местности у нас нет хороших школ, поликлиник, да и окружение для детей не всегда подходящее”.

“Чтобы добраться от дома до офиса, я и мои сотрудники тратят много времени и сил”, – говорит Пальчиков. Но эту проблему он решил чисто по-русски: перенес офис из центра в район МКАД. Сам он живет в Митине, большинство сотрудников – тоже на московских окраинах, теперь они едут на работу по кольцевой автодороге, что занимает гораздо меньше времени.

Те из российских руководителей, кто не любит работать в офисе, в большинстве своем все равно не могут себе позволить дистанционное управление. “В России не настолько хорошо развиты Интернет и мобильная связь, поэтому управление бизнесом лучше вести из офиса”, – вздыхает Вахнин.

К классическим российским бедам – дуракам и дорогам – можно прибавить еще несколько: отсутствие хорошей связи, неспособность начальников делегировать полномочия, а также неготовность подчиненных эти полномочия на себя брать. О том, чтобы перегнать по этим направлениям Америку, речь пока не идет, но догнать можно попробовать. (При участии Полины Михалевой. В тексте использованы материалы WSJ от 28.06.2007.)