ГРОМКИЕ ИМЕНА: Только самое лучшее


Ознакомившись с материалами о вашей компании и ваших проектах, я поняла, что вы с успехом можете быть названы вторым Дональдом Трампом.

Знаете, у девелоперов нестабильный доход. Иногда у нас нет доходов по 2–3 года. Я обеими руками за то, чтобы у девелоперов был годовой доход. Я бы не стал сравнивать себя с Трампом, однако у нас есть общее: мы верим только в высококачественные проекты. Мы оба хотим делать лучшие проекты для самой высокообеспеченной части населения. До недавнего времени я ограничивался проектами на территории США, но здесь, в Москве, я в тоже искал подходящие участки. Мы хотим строить в России. Это трудно, но мы попытаемся.

А что вы собираетесь строить в Москве – жилую или коммерческую недвижимость?

Начну по порядку. Сейчас моя компания возводит уникальный жилой комплекс CHI на побережье океана в Майами-Бич. Это первый объект нового бренда с одноименным названием – CHI. Мы будем последовательны: на каждом этаже будет по гигантской квартире (резиденции), а в каждой из них – по бассейну. Фактически бренд определяют три параметра: одна резиденция на этаж, бассейн в квартире и дизайнер комплекса Джайя Ибрагим. Кстати, в CHI Джайя дебютировал в качестве дизайнера интерьеров. В идеале мы хотим, чтобы наши жилые комплексы под брендом CHI были построены в самых разных точках мира, но это должны быть особые точки. Мы не собираемся строить 40–50 объектов, а ограничимся 8–10. Конечно, Москва тоже представляет для нас интерес как перспективный рынок, где продукт, подобный нашему, может быстро найти сбыт. Мы хотим продвинуть CHI и в других странах.

У вас уже есть перечень этих рынков?

Нет, перечня как такового нет. Все эти рынки очень “тяжелые”, самые дорогие. Например, CHI будет представлен на лондонском рынке, на московском, на дубайском. Нам нравятся рынки с высоким входным барьером, мы любим их. Мы знаем, что чем мы успешнее на них будем работать, тем более ощутимый доход получим.

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что окружение говорит: “У вас здесь никогда ничего не получится, вы не найдете земельного участка и т. д.”. Но в Седоне (Аризона) мы не только нашли лучший земельный участок, но и построили на нем эффектный отель Hyatt Pinon Pointe. Собственно говоря, мой портрет в отельном бизнесе – отель из одних сьютов. А сьют – это уже не гостиничный номер. Здесь есть гостиная, спальня, небольшая кухня. Я построил всего несколько отелей, однако большинство из них – это отели, состоящие из сьютов (all-suite hotels), я верю, что будущее гостиничного бизнеса принадлежит именно таким отелям.

И вы, конечно, хотите построить дом CHI в Москве?

Да, хочу, и мы ищем компанию, с которой могли бы образовать совместное предприятие. Мы знаем, что иностранцам очень трудно будет работать на московском рынке в одиночку. Нам нужен кто-нибудь, кто ориентировался бы в административных нормах как рыба в воде.

А еще мы хотели бы построить в Москве бутик-отель.

Под каким брендом он будет работать?

У нас есть свой бренд Sagamore, представленный в Майами. Его изысканный дизайн адресован тем, кто не хочет останавливаться в хороших, но рядовых, сетевых отелях, таких как Hilton, Sheraton, Hyatt, тем, кто хочет, чтобы каждый отель был уникален. Мы сделаем его вызывающе роскошным – таким, чтобы, заходя в него, все восклицали: “Вау!”

Вы получили специальное образование по отельному бизнесу? Не каждый возьмется за девелопмент отелей – у этого сектора недвижимости своя специфика.

Именно с отелей я и начал карьеру девелопера. Первым моим проектом стал Embassy Suites Hotel в Туссоне (Аризона) – это один из брендов гостиничной сети Hilton. Я являюсь совладельцем этого отеля. Как девелопер я вырос на отельном бизнесе, именно он привел меня в жилищное строительство. Если вы предоставляете хорошие, качественные услуги и преуспели в этом, это дает пропуск в мир высококлассных проектов по жилой недвижимости.

Вам уже удалось проанализировать московский рынок недвижимости, чтобы понять, что здесь лучше строить – CHI, бутик-отель или, возможно, что-нибудь еще?

Да, мы некоторое время изучали московский рынок, в том числе и с помощью наших партнеров. Я уже какое-то время думал о Москве. Я смогу побывать в таких отелях, как Park Hyatt, Kempinski, National, Ritz Carlton. Хочу верить, что я понимаю гостиничный рынок Москвы. Это очень волатильный рынок, и одна из главных особенностей – проблемы с земельными участками. Мы начинаем понимать и ситуацию на рынке элитного жилья, если говорить о перспективах строительства CHI в Москве. Анализируем стоимость 1 кв. м. Тот же путь мы выбрали и в Майами, и это привело нас к успеху.

Цены за 1 кв. м в CHI будут едиными или будут различаться в зависимости от страны?

Цены будут сформированы с учетом специфики страновых рынков недвижимости. В Америке стоимость 1 кв. м в CHI составит около $10 000.

Если не ошибаюсь, CHI – первый жилой проект, который станет брендом.

n Если говорить о моих проектах, то да. А так в Америке уже существуют сетевые бренды апартаментов Four Seasons, Ritz Carlton.

Вы слышали о проекте Pentominium в Дубае? Могли бы вы сравнить его с CHI?

Они похожи, Pentominium очень добротно спроектирован – я встречался с одним из его девелоперов, когда был в Дубае. Они тоже делают замечательные вещи, как Джайя; их партнерами также являются знаменитые бренды, например Swarovski. Кстати, в Дубае мы тоже присматриваем участок под строительство CHI.

Какова основная идея CHI и почему вы выбрали партнером индонезийского архитектора Джайю Ибрагима?

Самое любимое у нас с женой место в Америке – эксклюзивный отель-курорт Setai в Майами-Бич, а еще нам нравится Four Seasons на острове Бали.

Впрочем, давайте лучше я расскажу все по порядку. Мне нравятся курорты от Amanresorts. Едешь туда и расслабляешься, окунаешься в атмосферу дзен. Когда я несколько лет назад услышал, что компания открывает новый объект в Майами (отель Setai), я был просто счастлив. Я поехал в офис продаж, и, надо сказать, даже он уже разительно отличался от принятых в Америке стандартов. Когда два года назад открылся Setai, войдя внутрь, я воскликнул: “О боже, вот лучшее из лучшего!” Войдя в вестибюль, вы испытываете то же ощущение, что и в SPA. Вы немедленно успокаиваетесь, нормализуется кровяное давление, у вас образуется настроение SPA. Я спросил у управляющего директора, кто выполнил дизайн проекта, и он ответил, что это Джайя из Джакарты. Я захотел познакомиться с ним и оставил свою визитную карточку. Примерно через четыре недели мне позвонили, и я рассказал Джайе об идее строительства уникального жилого комплекса. Он охотно воспринял мои идеи, так как уже работал с кондоминиумами. А когда он увидел, что в проекте предусмотрено по одной квартире на этаже и в каждой – бассейн... Он увидел, что люди будут испытывать те же ощущения, что и пребывая в Four Seasons на Бали или в Setai. И он немедленно согласился.

Другим вдохновляющим моментом для создания CHI послужило то, что моя жена всегда хотела жить в отдельном доме. А я – нет. Мне нужны были все удобства и преимущества высотных зданий. Мне не хотелось взваливать на себя проблемы, которые обычно вынуждены решать жильцы отдельных домов. Своеобразным компромиссом стал дизайн CHI, представляющего собой группу отдельных домов (резиденций). CHI реально объединил идею создания ощущения SPA, удобства отдельного дома и высококачественного сервиса, предоставляемого жителям элитных небоскребов.

Значит, вы создали CHI в поисках идеального дома для себя?

Выходит, так. В Майами мы займем апартаменты 7-м этаже. Я всем говорю, что делал дизайн этого дома как для себя. Мы оборудовали центральную вентиляционную систему во всем доме, для строительства дома будут использованы самые передовые smart-технологии. В каждой комнате панель, на которой размещены кнопки контроля за температурой, влажностью воздуха, включения телевизора, музыки и др.

Дополнительной гарантией для жильцов будет и то, что владелец сам здесь живет?

Безусловно.

Вы уже выбрали управляющую компанию, которой поручите заботу о CHI?

Мы в процессе поиска, встречались уже со многими представителями самых разных компаний, в том числе с Amanresorts, Four Seasons, с теми, названия которых, возможно, вам ничего не скажут, но они известны как лучшие управляющие компании в США. В любом случае мы знаем, что это будет одна из лучших компаний, которая сможет обеспечить самый высокий уровень менеджмента здания. Потому что таковы запросы у тех, кто будет здесь жить. Им не нужны вторые в списке лучших, им необходимы самые лучшие.

Еще одно здание, которое я сейчас строю, – жилой комплекс MEI – находится всего в трех кварталах к северу от CHI. Приведу только один пример. У нас есть лимузин с шофером – Lincoln или Cadillac, на котором написано Turnberry Ocean (это название еще одного из моих проектов). Лимузин курсирует по городу начиная с 6 часов утра по рабочим дням. С CHI мы бы себе такого не позволили. Для CHI это Bentley с водителем круглосуточно семь дней в неделю. И, конечно, никаких надписей на автомобиле! Это совсем другой уровень сервиса. Наша консьерж-служба будет выполнять самые разные пожелания: резервировать столики в ресторанах, доставать билеты на зрелищные мероприятия, заботиться о вашем доме и его обитателях, включая домашних животных. Мы работаем по высшим стандартам, используем опыт Setai в Индонезии, Малайзии, Тайване. Персонал CHI может с легкостью организовать званую вечеринку на 20 человек или предоставить такую популярную услугу, как personal shopping. Наш комплекс находится неподалеку от знаменитого на весь мир шопинг-центра Bal Harbour Shops (где представлены марки всех известных брендов), так что это актуально.

Вы занимаетесь благотворительностью?

Да. Один проект называется Stop Hunger (“Остановите голод!”, “Нет голоду!”). Во время последней акции мы смогли собрать значительную денежную сумму – свыше $100 000. Эти средства предназначены для американцев, которые не могут себя накормить, у которых нет денег на еду. Другая наша недавняя акция называлась Spirituality for Kids (“Духовность для детей”). Даже самые маленькие способны постигнуть суть вещей, если, например, для них разыграть кукольный спектакль. “Это плохой человек, а это – хороший, – учат детей. – А вам – выбирать, кого из них слушаться”. Мы помогаем учить детей жить в мире, познавать его. У меня есть дети, три дочери. Возможно, поэтому я так вовлечен в проблему детской духовности.

Как вы стали девелопером?

Недавно исполнилось 30 лет с того момента, как я пришел в недвижимость. Это произошло 10 июня 1977 г. Сперва я начал продавать недвижимость, но уже очень скоро почувствовал, что могу создавать недвижимость. Я начал с отеля, о котором я говорил вам ранее. Это было безумной затеей. Ко мне обратился один человек, брокер, который искал деньги на строительство этого отеля. И я нашел средства, нашел их в мгновение ока! “Теперь я могу строить этот отель!” – промелькнула мысль. Я уже не хотел отступать. Я обратился к своему состоятельному другу, зубному врачу: “Слушай, мы с тобой должны стать девелоперами этого отеля”. Не знаю, почему я это делал, ведь скорой прибыли не ожидалось. Но у меня было желание создавать недвижимость. Знаете, я не верю в случайности, я думаю, что все события имеют свою причину. Именно благодаря этому случаю я и стал девелопером. Нам повезло и с людьми, повезло на всех стадиях проекта. Никогда не забуду 1981 год. Я в каске иду по участку, где строится отель, и думаю: “Я строю это здание!” Я не мог поверить в то, что я девелопер, но это случилось. Ведь тот парень, который обратился ко мне за помощью, не нашел в себе сил, чтобы развивать проект, а мы с моим приятелем-стоматологом храбро приняли этот вызов. И получился великолепный отель в непосредственной близости от аэропорта Аризоны, в Туссоне. Это первый отель, который вы видите, приезжая туда. И он построен на хорошем земельном участке. Главная аксиома при работе в области недвижимости, на которую я опираюсь, – имея хороший земельный участок, вы всегда застрахованы.

Так просто?

Да. Вот, например, океан всегда остается великим. Именно поэтому уже долгие годы мы возводим проекты на берегу океана.

В Дубае новые метры морского побережья создаются ежедневно. А в Америке не все так просто. Мы любим Флориду, потому что это единственный район страны, где можно плавать в океане круглый год. Вот почему мы построили CHI во Флориде, на океанском побережье.

Еще одна история про CHI. Я родом из Миннеаполиса – города, климат которого очень похож на московский. Посмотрите, летом в Москве на улице в ресторанах практически нет свободных мест. Так и в моем родном Миннеаполисе.

Находясь во Флориде, я всегда чувствую себя “на улице”. Вот почему, работая над проектом CHI, я думал о том, как извлечь преимущество из теплого климата. Я рассказал архитектору о своих намерениях, и мы, испробовав несколько вариантов, пришли к необходимости создания “уличной” (outdoor) гостиной размером со среднюю квартиру (немногим более 120 кв. м). Проект окружают атмосфера приватности и эксклюзивности – это именно то, что нужно покупателю одной из 38 квартир в комплексе. В том числе и московскому.

У вас уже есть российские покупатели?

Мы приехали в Москву, потому что русские всегда покупали недвижимость в районе Sunny Isles, т. е. там, где строится CHI. Это единственная часть Флориды, где много русских ресторанов, видеосалонов, магазинов русской еды. Я спросил одного русского знакомого, который живет в Sunny Isles, чем это вызвано. И он ответил, что здесь самые лучшие пляжи, а русским нужно только самое лучшее.

Можете ли вы назвать имена звездных покупателей CHI?

Нет, покупка квартиры – конфиденциальная процедура, особенно для звезд. Я только что вернулся из Парижа, поскольку один наш покупатель – француз. В числе наших клиентов – два известных автогонщика: один из Бразилии, другой из Калифорнии. Общее у всех них то, что ни для кого из них эта недвижимость не является первой, это 3–4-я квартира. За первые три недели с момента открытия продаж мы продали 14 квартир.

Каков ваш годовой доход – вы все-таки миллиардер или миллионер?

Размер доходов каждый раз зависит от количества проектов, которые моя компания реализует в то или иное время. В этом году мы работаем над проектами CHI и MEI, так что доход составит около $200 млн.

Сколько у вас лично домов или квартир?

Моя жена родом с Сингапура, поэтому у нас есть резиденция в этой стране. Кроме того, у нас есть квартира (резиденция) во Флориде. У нас будет квартира в CHI. И, возможно, когда мы будем строить в Москве, нам захочется и здесь иметь свою квартиру.

У вас есть русские корни?

Конечно, мои бабушки-дедушки – выходцы c Украины и из Литвы.

Ваша самая главная мечта?

Моя сокровенная мечта – вывести бренд CHI на мировой рынок. Это высококлассный проект, предназначенный для избранных, для фантастических, неординарных личностей.

Моя привязанность к CHI начинается с названия. CHI – это первое имя моей жены на мандаринском наречии (ее родной язык – китайский). По-китайски это слово означает “энергия”. Нам нравится название CHI, и я рад, что жена разделяет мою увлеченность этим проектом.