ВЕКТОР


Серебро РТС

“Комплексные энергетические системы” (КЭС) Виктора Вексельберга подстраиваются под требования Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Встревожившись планами “Газпрома” получить вместе с СУЭК до 44,7% тепловой генерации в стране, ФАС предлагает осенью принять поправку в закон “Об электроэнергетике”, чтобы ограничить этот показатель 13–15%. КЭС хочет стать обладателем как раз 15% мощностей в тепловой генерации. Компания собирается приобрести контрольные пакеты акций сразу четырех тепловых генерирующих компаний: ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9. Компании Вексельберга уже удалось купить допэмиссию ТГК-5, получив 41% ее акций. А недавно КЭС заявила, что консолидировала 23% акций Волжской ТГК-7, второй после “Мосэнерго” ТГК в стране. ФАС пока не решила, какую часть ТГК будет можно продать КЭС, но, если компания не претендует более чем на 13–15% тепловой генерации, “договориться можно”, сообщил “Ведомостям” источник в антимонопольном ведомстве. Если КЭС будет контролировать все перечисленные ТГК, то она займет не 15%, а 16% рынка, заметно опередив “Норильский никель”, который планирует получить до 8%, подсчитал аналитик “Атона” Дмитрий Скрябин. То есть станет лидером – после “Газпрома”, конечно.

Биржа РТС начала торговлю фьючерсами на золото и нефть марки Urals в самом начале прошлой осени. По объемам продаж нефтяные компании не сравнятся с золотодобывающими, “золотой” контракт оказался куда более привлекательным. Стоимость контрактов примерно одинаковая, а объем открытых позиций по фьючерсу на золото в 20 раз больше числа открытых позиций по Urals. На то есть две причины – во-первых, у финансовых посредников, в первую очередь банков, уже был опыт работы с наличным золотом, а во-вторых, биржевых цен на Urals просто нет в природе в отличие от цен на золото, которое торгуется на Лондонской бирже металлов.

В ближайший месяц в РТС появится новый фьючерс – на этот раз на серебро. Скорее всего, история повторится: спекулянты, банки, небольшие производители и потребители серебра начнут “расторговывать” контракт, который за несколько месяцев станет ликвидным. А вот перспективы других начинаний биржи – фьючерсов на бензин и дизтопливо – вызывают вопросы. Возможно, РТС и станет когда-нибудь главной площадкой, на которой будет определяться цена на российскую нефть и нефтепродукты, но произойдет это, похоже, очень не скоро.

Лидер, но не монополист