МВФ и Всемирный банк: Починить международные институты


Параллелей тому, что происходит сейчас с руководством двух столпов мировой финансовой системы – Международного валютного фонда и Всемирного банка, немного. Мне вспоминается “год трех пап” (в течение 1978 г. на папском престоле было три человека: Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II). Два месяца назад Пол Вулфовиц, рассорившись с коллегами и добившись кризиса в управлении, был вынужден подать в отставку с поста главы Всемирного банка. А теперь и его коллега из Международного валютного фонда – бывший министр финансов Испании Родриго Рато поразил всех, заявив, что он тоже уходит.

Поскольку все происходит в десятую годовщину азиатского финансового кризиса, “плавильного котла”, в котором создавались сегодняшние сверхликвидные рынки капитала, неудивительно, что рынок полон теориями заговоров.

Впрочем, факты говорят о том, что две эти отставки ничуть не похожи. Когда Вулфовиц был наконец-то смещен после длительной конфронтации, сотрудники ВБРР ликовали. Большинство же сотрудников МВФ по-настоящему расстроены уходом Рато.

До работы во Всемирном банке Вулфовиц “прославился” как архитектор войны в Ираке, которая, возможно, является одной из величайших стратегических катастроф со времен вторжения Наполеона в Россию. А вот Рато был министром финансов Испании в течение периода, который можно считать лучшим для страны за последние 400 лет.

За время руководства Вулфовица ВБ не провел каких-либо серьезных реформ в системе правления, чтобы отразить растущую экономическую мощь Азии. За время руководства Рато МВФ по крайней мере предпринял несколько скромных шагов для того, чтобы дать Китаю и другим быстро развивающимся рынкам больше голоса в управлении данным учреждением. Рато также начал реформы, проясняющие и укрепляющие позиции МВФ в сфере обменных курсов.

Между прочим, за неделю до объявления об отставке Рато МВФ принял решение о том, что у него есть право высказывать порицание странам, чья политика вмешательства в экономику угрожает подорвать общемировую экономическую стабильность. Это уже вызвало раздражение китайских чиновников, которые, борясь с укреплением юаня, регулярно проводят интервенции невероятных масштабов.

Если МВФ удается заставить крупных игроков жаловаться, говоря совершенно разумные вещи, то значит, фонд хоть что-то делает правильно. Однако МВФ в последнее время заметно снисходительнее относится к США, преуменьшая значение риска, вызванного ростом дефицита счета текущих операций США. Эта проблема вскоре вновь встанет очень остро.

Несмотря на то что между ситуациями в МВФ и ВБ множество различий, существует и тревожное сходство. Во-первых, европейцы уже используют неожиданное заявление Рато о своем уходе в качестве оправдания для отказа обсуждать систему выбора главы МВФ, чтобы просто сохранить за собой привилегию назначать главу МВФ. Что таить: США, заявив, что уберут Вулфовица, если им разрешат назначить ему преемника, по сути, шантажировали мировое сообщество, чтобы добиться избрания президентом ВБ еще одного американца. Но у европейцев нет такого рычага, поскольку Рато принял решение об уходе без посторонней помощи.

У МВФ достаточно времени до октября, чтобы установить открытый и честный процесс избрания своего главы. Центральные банки во всем мире работают все успешнее именно потому, что отказываются от политических назначений и выбирают в качестве топ-менеджеров людей с проверенными знаниями и опытом. Если судить по заслугам, то некоторые из самых очевидных кандидатов на должность главы МВФ – такие, как бразилец Арминио Фрага и египетский экономист Мохамед эль-Эриан, – не являются европейцами.

Во-вторых, оба международных института находятся в глубоком кризисе цели своего существования. В современном мире гибких и ликвидных рынков капитала основные кредитные инструменты МВФ и ВБРР стремительно устаревают.

МВФ и ВБ когда-нибудь смогут найти себя, как возродился недавно Банк международных расчетов (BIS), пребывавший в сонном состоянии около 40 лет. Благодаря творческому руководству, BIS активизировался и взял на себя несколько важных функций, включая установку международных регулятивных норм в банковской сфере. Необходимо, чтобы МВФ и ВБ очнулись уже сегодня. Все более глобализованному миру необходимы глобальные финансовые учреждения, но такие, которые будут сосредоточены на согласовании действий, контроле и технической помощи, а не на устаревших кредитных механизмах.

Прежде чем начать искать себе новое место в мире, обоим учреждениям необходимо произвести фундаментальные изменения в системе управления. Трудные обстоятельства, сложившиеся из-за неожиданного объявления главы МВФ о своем уходе, не оправдывают применения старого механизма назначения главы фонда. Не оправдывает его и келейность процесса назначения главы Всемирного банка и несправедливость американской монополии на этот пост. Минус на минус в данном случае не дает никаких плюсов.