НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Арсенал бизнеса


Книг, посвященных бизнес-образованию, издается крайне мало, хотя эта тема с каждым годом все актуальнее: во всем мире количество студентов МВА постоянно растет, зашкаливая за цифру 100 000. Роскошный том “Что знают лучшие специалисты МВА” при ближайшем рассмотрении оказывается курсом лекций, читаемых в ведущих школах бизнеса.

Питер Наварро, профессор Graduate School of Management, University of California-Irvine, автор и составитель книги, уверяет, что сегодня школы бизнеса “обеспечивают будущих руководителей предприятий мощным арсеналом аналитического оружия, когда-либо применявшегося в корпоративных войнах”. Весь этот арсенал он уместил в таблицу, где дается общее представление о курсах МВА в 50 самых крупных бизнес-школах США. В таблице представлены курсы, предлагаемые в типичной программе обучения, сгруппированные в пять главных категорий: стратегический курс, инструментарий, функциональный курс, организационный курс и подготовка руководителей, а также курс, посвященный политике и управлению. Наварро уточняет, что только два предмета преподаются во всех бизнес-школах – корпоративные финансы и маркетинг.

В главе о макроэкономике и деловой стратегии рассматриваются фазы делового цикла: “Есть “пик”, где деловая активность достигает максимума, есть “провал”, вызванный спадом общего объема производства, и есть “оживление”, или подъем, когда происходит расширение экономики”. Наварро уточняет: каждая из фаз цикла колеблется вокруг линии “тренд экономического роста”, поэтому главная забота “макроэкономистов и руководителей предприятий – определить, какую макроэкономическую политику применить, чтобы управлять деловым циклом или использовать его в своей практике”.

В главе о стратегии управления профессор Дэниэл Ф. Спелбер дотошно разбирает концепцию “барьеры на пути входа на рынок”, и, оказывается, основные барьеры молодым конкурентам создают инкумбентные компании (“старые” компании-монополисты, пользующиеся государственной поддержкой) с помощью четырех устойчивых источников конкурентного преимущества: это преимущество по издержкам, дифференциация продукции, низкие операционные расходы, а также поддержка правительства и получение дотаций.

Некоторые простые бизнес-идеи выглядят в книге довольно витиевато. Например, вот как описывается модная ныне “трансформационная проекция управления”, посвященная лидерам организаций: “Характерная черта трансформационных руководителей заключается в том, что они по сути – инициаторы перемен”. Больше всяких формул суть дела объясняет пример, в котором рассказывается, как Жанг Руймин, ставший руководителем Haier Group в 80-е гг. прошлого века, вдребезги разбил кувалдой несколько стиральных машин, сраженный наповал низким качеством продукции. Сегодня легендарная кувалда хранится в стеклянном ящике в одном из цехов компании, за короткий срок превратившейся из убыточного государственного предприятия КНР в одну из крупнейших в мире мультинациональных компаний. А вот превратятся ли ценные идеи, изложенные в книге, в арсенал бизнеса, зависит только от читателей.