Плоды толерантности


Джон Скофилд, Джимми Кобб, Дэйв Холланд, Уэйн Шортер, Бастер Уильямс, Майк Стерн, Марк Мёрфи играли на разных сценах фестиваля-2007 то вместе, то по отдельности. Самым знаменитым из этой звездной команды был, наверное, Уэйн Шортер, многолетний соратник Дэвиса и автор многих его хитов. Но главным открытием первой части фестиваля стал Квартет Роя Хэйнса – барабанщика, успевшего поработать не только с Дэвисом, но и с Телониусом Монком, Чарли Паркером, Диззи Гилеспи, Бадом Пауэллом и даже, в совсем незапамятные времена, с одним из отцов современного джаза – Лестером Янгом.

Сейчас Хэйнсу 82, но ему не дашь и 60, так бодро лупит он по своим барабанам. После полувека работы в ансамблях великих джазистов у Хэйнса наконец появилась собственная группа, но он, как ни удивительно, держится позади и своей безупречной игрой подчеркивает мастерство молодых участников группы: контрабасиста, пианиста и особенно саксофониста. Последний был прекрасен – самые сложные пассажи играл фантастически гладко и точно. После концерта по фойе перекатывалось “кто саксофонист? кто играл на саксофоне?”, а пожилой американский джазовый критик восхищенно кричал: “Этот парень лучше Кенни Гаррета!” Парня зовут Джалил Шоу, и у него явно скоро будет собственный квартет или на худой конец трио. Как, видимо, и у пианиста Мартина Бержерано, игра которого, может, и не такая броская, но не менее отшлифованная, чем у Джалила Шоу. Рою Хэйнсу нужно сказать спасибо не только за его мастерство, но и за то, что он не боится выпускать молодых коллег на первый план – качество, редкое не только среди джазовых музыкантов.

Еще одного молодого пианиста, имя которого стоит запомнить, зовут Роберт Гласпер. У него уже есть свое трио. Самому Гласперу 29, на голове у него копна дредов, он мешает джаз с хип-хопом и вообще ведет себя несерьезно. Два других участника ансамбля внешним видом больше всего напоминают ботаников-восьмиклассников. Но играли все трое настолько мастерски, что зал чуть не каждые пять минут прерывал их выступление овациями. Ансамбль его кубинского тезки и коллеги Роберто Фонсеки временами выступал не так слаженно, не давая полностью оценить выступление пианиста. Только под занавес, когда Фонсека вышел играть на бис один, без ансамбля, стало понятно, что он уже ни в чем не уступает своему предшественнику по Buena Vista Social Club легендарному Рубену Гонсалесу.

Из джазменов старшего поколения, не игравших с Майлсом Дэвисом, больше всего отличились Брэнфорд и Уинтон Марсалисы. Последний вывел на сцену целый взвод африканских барабанщиков в национальных костюмах. Перекличка джазовых инструментов с тамтамами получилась очень эффектной, а сам Уинтон, не только прекрасно игравший на трубе, но и танцевавший зажигательные “обезьяньи” танцы, в некоторые моменты напоминал Луи Армстронга.

Монреальский джазовый фестиваль отличается от своих собратьев не только размахом, но и толерантностью. Сюда приглашают не одних лишь джазистов, но и рокеров, исполнителей фадо и даже электронщиков. Это хитрая стратагема программного директора фестиваля Лорана Сонлье, который считает, что юноша, пришедший на звезду альтернативного хип-хопа, может остаться, чтобы послушать джазового гитариста на соседней сцене, и так мало-помалу полюбить джаз. Судя по огромному количеству молодежи, эта стратегия себя оправдывает.

Из неджазовых концертов джазового фестиваля самыми заметными были выступления Боба Дилана, испанских звезд фламенко Son de la Frontera, эфиопского певца Махмуда Ахмеда, легендарного – как, впрочем, многие здесь – блюзмена Бадди Гая и особенно выступление “бабушки” этнической музыки Сезарии Эворы. Эворе удивительным образом удается нота в ноту повторять на сцене звучание своих студийных записей. Но к этому все уже привыкли. Главной звездой вечера стала даже не сама Эвора, а монреальская публика, которая сначала приветствовала певицу пятиминутной стоячей овацией, а потом с готовностью подпевала, хлопала и танцевала, подчиняясь едва заметным мановениям Эвориной руки. Ни Мадонна, ни Джордж Майкл, ни одна самая распопулярная рок-звезда не управляют залом так умело, как это делает с трудом передвигающаяся старушка из крошечной африканской страны.