Рыбацкие намерения


Председатель правления “Русского моря” Максим Воробьев в мае признавался “Ведомостям”, что ведет переговоры с 3–5 российскими финансово-промышленными группами и несколькими иностранными компаниями.

Крупный стратегический инвестор может появиться у “Русского моря” уже в этом году. Как рассказал “Ведомостям” Воробьев, “Русское море” и Austevoll подписали протокол о намерениях, согласно которому норвежцы смогут приобрести до 20% в российской компании. Точная доля, которую получит Austevoll, и другие детали сделки планируется определить в середине августа, после завершения юридической и финансовой экспертизы.

“Мы активно растем, поэтому продавать большой пакет для нас смысла не было. А пакет, например, в 5% был для Austevoll неинтересен”, – говорит Воробьев.

Возможную сумму сделки стороны не раскрывают. Одним из условий сделки, если она состоится, станет IPO “Русского моря” в течение трех лет. Обе стороны утверждают, что опциона на увеличение доли в “Русском море” у норвежской компании не будет.

Никто из опрошенных “Ведомостями” топ-менеджеров крупных рыбных компаний не захотел обсуждать детали возможной сделки публично. Но двое из них выразили удивление размером возможного пакета. “Не думаю, что норвежцам интересны 20% без дальнейших обязательств”, – недоумевает один из них.

“Мы считаем Россию хорошо развитым рынком, и наша цель – укреплять позиции на нем”, – говорит председатель совета директоров и совладелец Austevoll Оле Расмус Мегстер. По словам Воробьева, взаимных обязательств по поставкам и закупкам рыбного сырья у компаний не будет.

Austevoll – хорошо диверсифицированная компания: например, в мире она является одним из крупнейших производителей рыбной муки, а в Норвегии контролирует около 20% рынка морской рыбы, говорит топ-менеджер крупной российской рыбной компании, попросивший об анонимности. В октябре 2006 г. Austevoll провела IPO, после чего принялась активно покупать доли в рыбных компаниях в разных странах, рассказывает собеседник “Ведомостей”. Например, продав группе Leroy Seafood Group (один из крупнейших в Норвегии производителей) свои лососевые фермы, она получила 25,01% в Leroy, став ее крупнейшим акционером.

В России она может оказаться первым международным стратегическим инвестором на рыбном рынке: до сих пор из крупных российских компаний лишь 40,08% питерской РОК-1 принадлежало ЕБРР.

“Русское море” – огромная компания, у которой есть амбиции стать крупной и в международном масштабе, – говорит Франк Йохансен, директор компании Arbitrator и экс-менеджер Marine Harvest. – Им было выгодно продать долю компании, у которой есть мировой опыт”. Austevoll после сделки с “Русским морем” сможет получить хорошие каналы сбыта в России, поскольку у российской компании “огромная” сеть филиалов по продаже как раз тех продуктов, на которых специализируется Austevoll. “Темпы развития российского рынка бьют все рекорды, это интересный рынок для стратегических инвесторов, так что я не удивлюсь, если тут появятся и другие западные компании”, – заключает Йохансен.

Воробьев оценивает годовое потребление рыбы в России в $5–6 млрд и ожидает, что рынок будет расти на 15–20% ежегодно.