ВЕКТОР


Главный двигатель роста

Планы “Газпрома” расширить присутствие на европейском рынке не раз приводили к росту котировок акций самых разных европейских компаний. Как только появлялись слухи, что к какой-нибудь из них присматривается российский монополист, ее капитализация тут же набирала обороты. Так было с британской Centrica, чьи акции неоднократно дорожали на подобных ожиданиях с конца 2005 г. При этом “Газпром” всегда отрицал факт переговоров о возможной покупке Centrica. Так было даже с итальянским производителем труб Tenaris, слухи о возможном поглощении которого со стороны “Газпрома” появились в конце прошлого года.

На сей раз подорожали бумаги давнего партнера концерна – итальянской Eni. В 2003 г. компании вместе построили газопровод “Голубой поток” в Турцию. А в этом году Eni и Enel очень выручили “Газпром”, купив на торгах газовые активы ЮКОСа и подписав с “Газпромом” опцион на продажу ему контроля в этих активах.

Акции Eni начали дорожать две недели назад. По рынку идет упорный слух, что “Газпром” интересуется не только партнерством с итальянцами, но и покупкой их активов. С 27 июня акции Eni на Миланской фондовой бирже выросли на 8,7%. “Газпром” опять опроверг все разговоры, заявив, что не интересуется покупкой итальянского энергоконцерна. Но слухи все равно будут возникать, ведь компания сама их провоцирует агрессивной политикой в Европе. “Газпром” давно провозгласил, что к 2015 г. собирается увеличить свою долю на европейском газовом рынке с нынешних 26–27% до 33%. А без поглощений такого роста он вряд ли добьется.

В обратном направлении

ВТБ решил полностью перекроить инвестиционный блок. А точнее – попросту упразднить его (см. стр. Б3). На месте нескольких управлений из инвестблока будет создано одно управление, которое, впрочем, будет подчинено непосредственно президенту банка Андрею Костину. А сделки по слияниям и поглощениям и IPO клиентов ВТБ будет делать из Лондона – этим займутся сотрудники VTB Bank Europe.

Все это делается как раз в тот момент, когда крупнейшие мировые инвестиционные банки пришли к выводу, что сопровождать российские сделки силами только лондонского офиса – путь в никуда. Лидеры по объему сделок M&A на российском рынке в первом полугодии – Morgan Stanley, J.P. Morgan и Deutsche UFG – завели полноценные российские офисы. А, например, Lehman Brothers, который до недавнего времени работал с Россией только через лондонский офис, не попал даже в десятку.

Однако и стремление ВТБ оторваться от российской почвы понятно – если банк хочет стать серьезным игроком хотя бы европейского масштаба, без серьезной лондонской команды, поддерживающей связи с местными инвесторами, не обойтись.