Рынок не выдержал ипотеки


Во вторник S&P поставила на пересмотр в сторону понижения рейтинги 612 выпусков облигаций, обеспеченных высокорискованными ипотечными кредитами (выдаются заемщикам с плохой кредитной историей). Свои действия агентство объяснило растущим числом просроченных кредитов, снижением цен на жилую недвижимость и низким качеством оценки заемщиков кредиторами. Через несколько часов Moody’s Investors Service объявило о понижении рейтингов 451 выпуска ипотечных облигаций, еще 32 выпуска поставлены на пересмотр.

S&P пересматривает рейтинги по облигациям на $12 млрд, Moody’s – на $5,2 млрд. Это соответственно 2,13% и 1,2% от объема бондов, обеспеченных кредитами на покупку жилья, которым агентства выставили рейтинг в 2006 г. Многие из этих бондов имеют инвестиционный рейтинг уровня А и АА от обоих агентств.

“Ужесточение кредитных и рисковых норм может перекинуться из ипотечного в другие сегменты рынка кредитования”, – считает Билл О’Доннелл, стратегический аналитик UBS. Это уже происходит. За последние две недели из-за пассивности инвесторов сорвались пять выпусков облигаций со спекулятивным рейтингом, в ходе которых фонды прямых инвестиций должны были привлечь средства на выкуп компаний.

В последние годы низкие процентные ставки, мягкие условия кредитования и высокая ликвидность в США вызвали бум на рынке недвижимости, международных финансовых рынках, рынке слияний и поглощений, где особую активность проявляют фонды, выкупающие компании на заемные средства.

Резкое ухудшение ситуации на ипотечном рынке ударило по долларовым активам и более рискованным инструментам. Курс опустился до рекордно низкой отметки $1,3784 за евро, вчера чуть поднялся – до $1,376 за евро, фунт стерлингов достиг вчера $2,035 – максимума с июня 1981 г.

Цены безопасных гособлигаций выросли, а акций – упали. Волна продаж, начавшись в США (-1,1% по индексу Dow Jones, -1,4% по S&P 500), перешла в Азию (-1,1% по японскому Nikkei и -0,4% по корейскому Kospi) и Европу (-1,2% по немецкому DAX к середине дня).

Индекс РТС вчера вырос на 0,9% до 1995,58 пункта. “Если бы не негатив из Америки, у нас был бы шанс преодолеть отметку в 2000 пунктов”, – считает управляющий активами “Финама” Андрей Сапунов. Вечером в Европе и на утренних торгах в США ситуация начала выправляться.

Проблемы на ипотечном рынке США накапливаются несколько месяцев. В феврале HSBC и New Century Financial сообщили об убытках из-за растущего числа дефолтов по высокорискованным ипотечным кредитам. Облигации, обеспеченные кредитами New Century, были среди тех, чьи рейтинги пересмотрели S&P и Moody’s. Инвесторы теперь обвиняют агентства. “Почему только сейчас? – вопрошал на телеконференции с представителями S&P Стив Эйсман, управляющий директор хедж-фонда Frontpoint Partners. – Просрочка растет как снежный ком уже не первый месяц!” “Мы пересмотрели рейтинги так быстро, как смогли”, – защищался Том Уоррак, управляющий директор S&P.

Проблемы с оценкой ситуации были не только у агентств. В феврале, после объявления HSBC и New Century, Джан Синха из банка Bear Stearns, уважаемый на рынке аналитик сектора ипотечных облигаций, рекомендовал инвесторам покупать облигации. Однако весной два хедж-фонда под управлением Bear Stearns понесли огромные убытки и были вынуждены просить у материнского банка кредит в $3,2 млрд.

General Electric в I квартале списала $500 млн на убытки, понесенные на этом рынке. Люди, знакомые с ситуацией, говорят, что во II квартале может быть списано еще $200 млн.

Убытки инвесторов, работающих с такими структурированными инструментами, как обеспеченные долговые обязательства (CDO), могут быть еще выше. CDO – это пулы облигаций, разбитые на транши с разным уровнем риска. По оценке Credit Suisse, потери могут составить $52 млрд, а оценка Deutsche Bank – $90 млрд.

А вот хедж-фонд под управлением нью-йоркской Paulson & Co заработал в июне 39,95%, сделав ставку на падение рынка высокорискованных ипотечных бондов. (Использованы материалы WSJ, FT.)