Антиквариат для другого русского дома


Свою коллекцию русской живописи и фарфора Ростропович с Вишневской начали собирать с 1974 г., когда вынуждены были покинуть СССР и переехать в Париж, оставив на родине все свое имущество. Картины и антиквариат, которые они покупали в течение трех с лишним десятков лет, должны были превратить их квартиру, как говорила Вишневская, “в настоящий Русский дом”. Так была собрана коллекция русского искусства самого лучшего его периода – императорского.

На сентябрьские торги будут выставлены самые разные вещи, которые составляли обстановку лондонской и парижской квартир Ростроповича и Вишневской, поэтому и предварительные цены лотов колеблются от 150–200 до 800 000–1,2 млн фунтов.

Максимальная стоимость у картины Николая Рериха “Сокровище ангелов”, изображающей крылатое воинство во главе с архангелом на переднем плане. В диапазоне 40 000–60 000 фунтов оценены конный портрет великого князя Петра Федоровича, написанный Георгом Гроотом во второй половине XVIII в., и историческая картина Сергея Иванова “Крепостные боярина”. 120 000–180 000 фунтов – эстимейт очень яркой, декоративной, в стиле иранской миниатюры, “Охоты” Ивана Билибина. По словам генерального директора “Сотбис СНГ” Михаила Каменского, в собрании Ростроповича и Вишневской находится замечательная коллекция картин и рисунков Ильи Репина, часть которой также будет выставлена на продажу. Как сказала “Ведомостям” директор русского отдела Sotheby’s в Лондоне Джо Викери, произведения Репина не попали в пресс-релиз просто потому, что “все в него не вместить”.

Давно известно, что Галина Вишневская очень любит русский императорских времен фарфор и у нее одна из лучших его коллекций. Топ-лот этой части аукциона – две тарелки из парадного Георгиевского сервиза завода Гарднера, на которых сохранились инвентарные номера Зимнего дворца (10 000–15 000 фунтов). Кроме фарфора будет продаваться собрание русских эмалей, в том числе редкие предметы, украшенные перегородчатой эмалью из Великого Устюга: шкатулки, чернильницы, настольные украшения. А также предметы из стекла и слоновой кости.

Но на результат этих торгов влияет, конечно, не только качество самих вещей, но и их происхождение. Имена Ростроповича и Вишневской, их высокий культурный статус и мировая известность – дополнительная гарантия художественных достоинств принадлежавшей им коллекции. Решение о ее продаже супруги приняли вместе, еще при жизни Мстислава Ростроповича. В сообщении Sotheby’s приводится признание Галины Вишневской об их с мужем желании отдать свои вещи в хорошие руки: “Мы надеялись, что наши произведения попадут в коллекции людей, которые будут их любить и ценить, с которыми эти произведения будут говорить”. Скорее всего, говорить по-русски, так как традиционно покупатели нашего искусства – наши люди.