Безотзывная льгота


“Транснефтепродукт” оспорил в Конституционном суде норму Налогового кодекса (п. 1 ст. 164), по которой перевозка экспортируемых товаров облагается НДС по ставке 0%. По мнению “Транснефтепродукта”, эта норма противоречит Конституции, так как не разрешает компаниям отказываться от льготы в виде нулевой ставки, говорит начальник департамента правового обеспечения “Транснефтепродукта” Николай Куприн.

Часто перевозчик не знает, можно ли применить нулевую ставку и будут ли экспортированы перевозимые товары, объясняет он: ведь перевозчик может доставлять груз только до определенного пункта на территории России. Если бы перевозчики не брали с клиентов НДС, то рисковали бы, отмечает гендиректор юркомпании “Налоговая помощь” Сергей Шаповалов: потом эти деньги государство могло бы взыскать с них, например, если груз не будет вывезен или клиент не предоставит все необходимые документы для возмещения НДС. Поэтому до 2006 г. некоторые перевозчики по таким контрактам прибавляли 18% НДС к стоимости услуг, эти деньги перечислялись в бюджет, а затем возмещались экспортерам, рассказывает Галина Акчурина из “ФБК-Право”.

Но с 2006 г. налоговики стали отказываться возмещать этот НДС экспортерам. 20 декабря 2005 г. президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) вынес сразу два решения по делу “Ваньеганнефти”, которой налоговики отказались вернуть НДС более чем на 21 млн руб., уплаченных “Транснефти” и перечисленных в бюджет. ВАС указал, что компания не имеет права на возмещение налога, так как “Транснефть” не должна была взимать с компании НДС, поскольку применение нулевой ставки – обязанность, а не право компании, объясняет партнер юркомпании Taxadvisor Александра Алексеева.

Позже подобные решения были вынесены ВАС и по РЖД, добавляет Шаповалов.

13 января 2006 г. письмо на ту же тему выпустила и ФНС. “Транснефтепродукт” оспорил его в ВАС, но проиграл процесс. 31 мая 2006 г. ВАС счел его законным, а президиум ВАС 14 ноября 2006 г. это решение отменил, а производство по делу прекратил, указав, что письмо – не нормативный акт и не подлежит рассмотрению ВАС.

Теперь к ВАС присоединился и КС. Он отказался рассматривать жалобу “Транснефтепродукта”. “Нулевая ставка по НДС является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения”, – говорится в его определении от 15 мая.

Но ситуация остается неурегулированной, и судятся все: экспортеры – с перевозчиками и обе стороны – с бюджетом, говорит Алексеева.

Сегодня “Транснефтепродукт” выставляет счета с НДС по ставке 0%, если клиент представил документы, свидетельствующие, что товар будет экспортирован, говорит Куприн из “Транснефтепродукта”, а если пакет не собран, то “Транснефтепродукт” из собственных средств выплачивает НДС, а затем, после сбора всех документов, возвращает налог из бюджета.

Некоторые перевозчики выставляют счета с НДС по ставке 18%, если не знают, будет ли товар экспортирован, и экспортеры несут убытки, говорит Алексеева.

Если товар вывозится за границу, то перевозчики выставляют счета по ставке 0%, а если договор заключается на перевозку товара по территории России, то по 18%, говорит замдиректора судебного департамента “ТНК-ВР Менеджмент” Эдуард Годзданкер. В такой ситуации многим экспортерам через суды удается вернуть НДС из бюджета, рассказывает он: в решениях ВАС не говорилось, о какой перевозке идет речь. По его словам, Минфин в своих письмах указал, что нулевая ставка применяется лишь к тем перевозчикам, которые сами перевозят через границу.

Экспортеры судятся и с перевозчиками, которые взимали НДС по ставке 18%, говорит Алексеева.

Практика разная, согласен Куприн: одни суды считают, что перевозчик получил неосновательное обогащение, взяв с клиента НДС по 18%, другие – что нарушений нет, так как деньги перечислены перевозчиком в бюджет.

Необходимо более четко прописать эти нормы в Налоговом кодексе, уверен Годзданкер.