АНАТОМИЯ ЗДАНИЯ: Смесь французского с нижегородским


Хотя мнения об организации подобных архитектурных состязаний отнюдь не однозначны, да и судить о том, что из смелых заграничных фантазий воплотится в реальность, пока рано, тем не менее теперь Северная Пальмира может наравне с богатыми сырьевыми регионами козырять именами Нормана Фостера, Кисе Курокавы и иже с ними. Вслед за городскими властями частные девелоперы все чаще привлекают к строительству коммерческих “микстов” зарубежных архитекторов – от известных во всем мире Эрика ван Эгераата и Рикардо Бофила до добротных и узкоспециализированных западных бюро.

Но притирка оригинальных идей к местным строительным нормативам и обычаям делового оборота происходит отнюдь не просто. Питерские зодчие тоже не всегда рады сотрудничеству с заграничными коллегами и не готовы воспринимать их в роли снисходительных проповедников. Из-за отсутствия взаимопонимания реализация некоторых чрезвычайно интересных проектов как в сфере культуры, так и в сфере коммерции откладывается на годы. Очевидно, что город не может развиваться в архитектурном плане без интеграции в международную творческую среду. Однако вопрос о том, насколько приживутся иностранные зодчие в современном Петербурге и как наладить с ними диалог, во многом остается открытым.

Любопытную историческую параллель проводит один из маститых петербургских зодчих, руководитель архитектурной мастерской “Студия 44” Никита Явейн: “Есть миф, что Петербург построен иностранцами. Большей глупости я не слышал. Нет другой европейской столицы, в которой иностранцы строили бы так мало, как в Петербурге. Творения заграничных звезд буквально наперечет: Капелла, возведенная по проекту Шинкеля в Александрии под Петергофом, здание немецкого посольства архитектора Берренса, “Новый Эрмитаж” Лео фон Кленце. Росси у нас считается итальянским архитектором, а ведь у него мать немка, отец неизвестен. В пять лет он переехал в Париж, с 14 – в Петербурге, архитектурное образование получил здесь. Растрелли в 16 лет приехал к нам, до этого жил во Франции. Великий шотландский архитектор Чарльз Камерон ни одного дома на родине не построил... Это все люди иностранного происхождения, воспитанные архитектурной культурой Петербурга. Если сравнить, что строилось у нас и в Италии во времена Росси и Кваренги, – ничего похожего”.

Многие петербургские архитекторы уверены: иностранцам очень сложно прочувствовать историческую среду города. Так, в третий раз не может заручиться поддержкой градостроительного совета проект крупного (до 200 000 кв. м) торгово-развлекательного комплекса рядом с Московским вокзалом, запланированного на месте котлована обанкротившегося РАО “ВСМ”. Архитектор – британская компания Chаpman Taylor – предлагает посадить громоздкое здание фактически в “красных линиях” участка, что весьма эффективно с коммерческой точки зрения, но, по мнению петербургских экспертов, абсолютно не соответствует сложившейся в этом месте застройке.

“При проектировании первого в городе торгово-офисного комплекса класса А на Невском проспекте, 25 (“Атриум”), мы работали с одной из ведущих американских архитектурных фирм. Она предлагала надстроить дом на четыре этажа, мотивируя это так: вы вступаете в новую эру, и пора порвать с диким прошлым. Если бы мы приняли их философию, проект не состоялся бы. Я думаю, в здание просто не удалось бы привлечь арендаторов, не говоря уже об изуродованном облике Невского проспекта”, – полагает Никита Явейн.

Все звезды в гости к нам

Кстати, именно “Студия 44” выступала консультантом сэра Нормана Фостера, адаптируя к местным реалиям его проект освоения острова Новая Голландия, расположенного в центре Петербурга, рядом с Мариинским театром. Лорд Фостер в консорциуме с “СТ Групп” Шалвы Чигиринского выиграл международный архитектурный конкурс, состоявшийся в Северной столице в начале 2006 г.

Британская звезда предложила вписать в центр исторического ансамбля культурный комплекс, по форме напоминающий звезду, с Дворцом фестивалей на 2050 мест. Техническим чудом обещает стать открытый амфитеатр примерно на 2900 мест, размещенный на берегу внутреннего островного водоема. Его можно будет использовать круглый год – от непогоды зрителей защитит воздушная подушка. Еще одно оригинальное решение – конвертируемая сцена в центре озера, которая может скрываться под водой.

Коммерческая часть проекта – торгово-досуговые площади (около 37 000 кв. м), три отеля категорий “4 звезды” и “5 звезд” (в общей сложности – почти 56 000 кв. м), офисы (примерно 10 000 кв. м), двухуровневый подземный паркинг (50 000 кв. м), апартаменты (8700 кв. м) и проч. Всего предполагается реконструировать и построить примерно 180 000 кв. м. Ориентировочная стоимость работ – около $378 млн. В июне в фундамент многофункционального комплекса был торжественно заложен первый камень. По плану строительство завершится в 2010 г.

“У нас в этом проекте была вполне конкретная роль – консультант-“обрезатель”, или “а Баба-Яга против”, – вспоминает Явейн. – Идеология у заграничных мэтров в основном такая: в странах третьего мира, а Петербург, безусловно, к нему относится, надо как-то очень сильно выпендриться, чтобы победить в конкурсе. Например, в одном из первых вариантов проекта над культурным центром возвышался огромный купол, по форме напоминающий атомный гриб. Переломить эту идеологию было довольно сложно, однако отношения сложились очень корректные, нас слушали и пытались понять”.

Освоение Новой Голландии чрезвычайно сложно с инженерной точки зрения, инвестору придется соблюдать жесткие требования местного комитета по охране памятников, вести непростые переговоры с компаниями-монополистами и т. п. Поэтому успех проекта, считает Никита Явейн, будет зависеть от местного проектировщика (им стала архитектурная мастерская Юрия Митюрева). Именно ему предстоит приспособить идеи Фостера к местным СНиПам и прочим нормативам. “Иначе может повториться ситуация с Домиником Перро, только в еще более жесткой форме”, – уверен Явейн.

Знаменитый французский архитектор выиграл конкурс на проектирование второй сцены Мариинского театра в 2003 г. Его идея с “золотым коконом” (наружной оболочкой здания неправильной формы из стекла и алюминия) была признана лучшей среди 11 представленных работ. Началось проектирование, однако спустя пару лет эксперты обнаружили, что в документации, представленной звездой, отсутствуют проекты водоснабжения здания, канализации, вентиляции и т. п. Снять разногласия между ФГУ “Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации” (сооружение второй сцены финансируется из федерального бюджета) и французским архитектурным бюро так и не удалось. В начале 2007 г. контракт с Домиником Перро был расторгнут. За ним, правда, обещали оставить авторский надзор, но соответствующий договор так и не был заключен. Новому генпроектировщику – ЗАО “НПО “Геореконструкция-Фундаментпроект” – уже в июне удалось снять все 286 замечаний, предъявленных к разработкам Перро.

Утвержденный проект далек от победившего на международном конкурсе. В частности, пришлось сделать поправку на петербургский климат, усилив несущие конструкции, на которые опирается “золотая оболочка”. В итоге здание уже не будет выглядеть столь воздушным.

Серьезные сомнения у петербургских специалистов вызывает и реализация в первозданном виде архитектурного проекта нового футбольного стадиона на 60 000 зрителей на Крестовском острове, выполненного японцем Кисе Курокавой. Он выиграл соответствующий конкурс в прошлом году, обойдя четырех других претендентов. Строительство спортивного сооружения международного класса стоимостью 6,66 млрд руб. будет оплачено из петербургской казны. Эксперты считают, что в эффектном “космическом корабле”, предложенном именитым архитектором, не учтены требования пожарной безопасности, а при капризной петербургской погоде выдвижные поля и вантовая конструкция кровли – тоже не лучшие инженерные решения.

Сейчас в городе проводится еще один масштабный архитектурный конкурс – на строительство нового терминала аэропорта “Пулково”. Во второй тур вышли два претендента – британская компания Grimshow & Partners и американская SOM. В августе им необходимо подготовить окончательные предложения. Англичане представили весьма эффектный проект – единое плоскостное здание терминала с волнистой золотой крышей (реплика к главкам многочисленных петербургских храмов). Ориентировочная стоимость его строительства – 340 млн евро.

Однако конкурсная комиссия с участием высоких федеральных чиновников и губернатора города сочла такой “намек” недостаточным и предложила британцам, а также второму финалисту привнести в наработки некий петербургский акцент, который позволил бы узнавать местный хаб среди других аэропортов мира.

“Иностранные звезды работают в основном за бюджетные деньги. Для частных заказчиков стоимость их услуг разорительна. На мой взгляд, идей у наших зодчих не меньше, чем у заграничных, а вот внедрять западные технологии в местные проекты необходимо. На все сложные объекты мы в последнее время привлекаем зарубежных субпроектировщиков. Например, у отечественных специалистов просто отсутствует опыт разработки фасадных систем для высотных зданий. Мало практики и по части освоения подземного пространства”, – комментирует Явейн.

Частные космополиты

Впрочем, эту точку зрения разделяют отнюдь не все работающие в Петербурге девелоперы. Все больше компаний доверяет проектирование иностранцам. “Если имя архитектора входит в первый эшелон, для инвестора это прежде всего имиджевый аспект, один из элементов брендинга его объекта. Кроме того, если в проекте участвует западный инвестфонд, то привлечение одного из архитектурных бюро, с которым он постоянно сотрудничает, может стать одним из обязательных требований. Как правило, западные архитекторы, десятилетиями проектирующие торговые и офисные центры, значительно лучше понимают функциональную сторону коммерческого объекта – в соответствии с международными нормами и классификациями. Консультанту в их наработках практически нечего править”, – комментирует Николай Пашков, директор по профессиональной деятельности компании “Knight Frank Санкт-Петербург”.

Шведская компания Ruric AB, один из самых активных девелоперов на петербургском рынке коммерческой недвижимости, привлекла голландца Эрика ван Эгераата к проектированию многофункционального комплекса на наб. реки Мойки, 96. Инвестору предстоит освоить участок около 3 га рядом с Новой Голландией и Мариинкой. С этой территории вскоре будет выведен Военно-транспортный университет, а на освободившейся площадке к 2011 г. должен быть построен “микст” размером до 200 000 кв. м, сочетающий жилье, гостиницу, апартаменты, магазины, рестораны, офисы и подземный паркинг емкостью около 2000 мест. Ориентировочный бюджет работ – $400 млн. Решение о привлечении к этому проекту голландской звезды принимали шведские акционеры.

Активно сотрудничает с иностранными инвесторами петербургский холдинг RBI. В прошлом году он создал совместное предприятие с Deutsche Bank, а в 2007 г. в число его акционеров вошел банк Morgan Stanley. Новый многофункциональный комплекс, который RBI запланировал на Новгородской улице (периферия исторического центра), проектирует испанец Рикардо Бофил. “Мы не хотели видеть на этом месте нечто из стекла и бетона, – рассказывают в холдинге RBI. – Изучали современные тенденции в архитектуре. Приглашали специалистов. Так возникло имя Бофила. Мы написали ему письмо, и он, несмотря на свой звездный статус, на удивление быстро ответил и приехал в Петербург. По его словам, для него было важно здесь работать. Прежде чем начать творить, мэтр долго знакомился с городом, гулял, ходил в музеи. Поэтому и проект, на наш взгляд, получился очень петербургским”.

Стройка на Новгородской улице, 23, по плану стартует в 2008 г. На участке в 1,2 га расположится “микст” общей площадью более 53 000 кв. м, в состав которого войдут жилье, офисные и торговые площади, а также паркинг. Это первый объект Бофила в Петербурге и второй в России – после столичного микрорайона “Велтон Парк”.

В городе есть уже и реализованные коммерческие проекты, выполненные иностранными зодчими. Например, облик одного из самых крупных торгово-развлекательных комплексов Северной Пальмиры – “Гранд Каньона” на пр-те Энгельса (общая площадь – 75 000 кв. м) – разработали специалисты американской компании Gensler. “Мы начинали работать с одними российскими архитекторами, потом – с другими. Сотрудничества не получилось. Поэтому мы целенаправленно начали искать архитекторов, которые построили уже не один ТРК. В итоге остановились на американцах. За весьма короткое время они создали именно тот проект, который нам виделся”, – комментирует Мусса Экзеков, генеральный директор компании “Соломон” (девелопер “Гранд Каньона”). Уже достигнуто предварительное соглашение о том, что Gensler займется архитектурной концепцией второй очереди “Каньона”, в состав которой войдут офисные площади, конгресс-отель, спортивный центр и проч.

Кстати, именно Gensler разрабатывает проект планировки для самого масштабного в Петербурге проекта, связанного с комплексным освоением территории площадью около 450 га. Речь идет о намывных землях на западной оконечности Васильевского острова, на которых к 2010 г. планируется построить морской пассажирский терминал, а к 2015 г. – коммерческий и жилой комплекс площадью более 4 млн кв. м.

В одной связке

Один из наиболее успешных на сегодня в Петербурге заграничных архитекторов – Сергей Чобан, бывший россиянин. Сейчас он живет и работает в основном в Германии. Самый известный из его российских проектов – высотный комплекс “Федерация” на территории “Москва-Сити” (разработан совместно с Петером Швегером).

В прошлом году на Петроградской стороне был сдан в эксплуатацию спроектированный Чобаном бизнес-центр класса А “Лангензипен” (инвестор – УК “Теорема”). “Мы сознательно отказались от услуг местных архитекторов. На мой взгляд, они страдают от отсутствия фантазии. Казалось бы, воспитаны на творениях Росси и Растрелли, а рисуют скучные ангары. Нам же хотелось оставить след в архитектуре города”, – поясняет управляющий УК “Теорема” Игорь Водопьянов.

Сергей Чобан предложил выполнить фасад здания из 3D-стекла с внутренней подсветкой, на котором при помощи цифровой печати изобразить греко-римские орнаменты. Этот метод сравнительно недавно разработан немецкой фирмой Okalux, пока мало распространен даже в Европе, а в Петербурге применен впервые. Технология позволяет точно воспроизводить цветные фотографии и сложную графику на больших прозрачных поверхностях. Броский фасад обошелся инвестору в 2,5 млн евро при общей стоимости проекта примерно $15 млн.

“Обычно архитекторы применяют стекло для того, чтобы придать зданию остросовременный и технологичный характер. Здесь же оно обладает совсем другим качеством, – рассказывает Сергей Чобан. – Благодаря нанесенным на стекло классическим мотивам нам удалось перекинуть мост в прошлое, но здание не утратило современного звучания”.

Сейчас Чобан сотрудничает с УК “Теорема” и по другому, более масштабному проекту – строительству офисного “Нового квартала” площадью более 300 000 кв. м на бывшей площадке завода “Россия” на Свердловской набережной. Первый бизнес-центр класса А под названием “Бенуа” должен быть готов уже в этом году. Его фасад украсят фигурки в театральных костюмах, разработанных Бенуа к балету “Петрушка”.

“Исходя из моего опыта отечественные архитекторы не очень хорошо знакомы с современными технологиями и материалами, применяемыми на Западе. Мы работаем с немецкими специалистами, потому что они знают, как превратить красивый чертеж в готовое здание. Кроме того, у них очень жесткий авторский контроль, которого наши зодчие, как правило, обеспечить не в состоянии, – комментирует Игорь Водопьянов. – С другой стороны, от зарубежных архитекторов совершенно бесполезно требовать рабочую документацию, потому что она совершенно точно не будет соответствовать российским нормативам. Поэтому необходимо некое связующее звено”.

“В реализации крупных и сложных проектов должны участвовать как международные, так и местные специалисты, адаптирующие западные идеи к нашей реальности. Без такой связки успех девелопера проблематичен”, – уверен управляющий партнер “АйБи Групп” Юрий Борисов.

Кстати, по двум другим масштабным коммерческим проектам Сергей Чобан работает в связке с известным петербургским архитектором Евгением Герасимовым. В частности, они вместе проектируют офисно-торговый “микст” площадью около 200 000 кв. м, который группа ЛСР намерена возвести на бывшей территории завода “Электрик” на Петроградской стороне (пр-т Медиков, 10).

Этот же тандем разрабатывает облик делового квартала на Малой Охте (Малоохтинский проспект, 65). Инвесторы – банк “Санкт-Петербург” и компания Setl City, входящая в холдинг Setl Group. Несколько бизнес-центров классов А и В, включая 97-метровую башню, в которой разместится банковская штаб-квартира, займут в общей сложности 150 000 кв. м. Изюминка будущего квартала – собственный причал. Бюджет стройки – около $430 млн. По мнению организаторов проекта, ставка на интернациональную архитектурную команду позволила достаточно легко заручиться поддержкой градостроительного совета Петербурга.

Инвестиционная компания “Адитум”, которая реанимировала давнюю идею подземного строительства на пл. Восстания перед Московским вокзалом, также работает с двумя архитектурными бюро – петербургским “Земцов и Кондиайн” и лондонским TP Bennet Architects. Ориентировочная площадь будущего четырехуровневого торгового комплекса – около 80 000 кв. м. Проект подразумевает строительство транспортной развязки на перекрестке Невского и Лиговского проспектов, а также подземного паркинга на 300 мест и системы подземных пешеходных переходов. Стоимость работ предварительно оценивается в $270–300 млн.

“Архитектурный тандем – абсолютно разумное решение в нашем случае. Англичане имеют опыт освоения больших подземных пространств, специализируясь на подобных проектах. Петербургское бюро досконально знает этот участок, поскольку прежде уже работало над подобной идеей”, – поясняет генеральный директор “Адитума” Александр Дымов.