Собрали $11 млрд


Долговые аппетиты российских компаний растут с каждым годом. Если в первом полугодии 2006 г., по данным Cbonds, на рынке было размещено 94 выпуска корпоративных облигаций на сумму 166,7 млрд руб., то за шесть месяцев этого года – почти в два раза больше – 138 на 289 млрд руб. За весь 2006 г. было размещено 254 выпуска на 481,4 млрд руб.

Рынок разогревают иностранные инвесторы, которые после отмены ограничений по капитальным операциям стали активно зарабатывать на укреплении рубля, скупая российские бонды, рассказывает аналитик Райффайзенбанка Максим Раскоснов. С другой стороны, низкий уровень рублевых ставок, связанный с рекордно высокой ликвидностью банковской системы, стимулирует эмитентов выпускать новые бумаги, добавляет аналитик. На рост рынка влияет и тот фактор, что многие крупные компании, размещавшие свои облигации ранее, сейчас рефинансируют их за счет более крупных займов, говорит замначальника инвестиционного блока МДМ-банка Никита Ряузов: “Выпуск на 5 млрд руб. уже считается средним”. В июне был рекорд по объему первичных размещений облигаций за месяц – 84 млрд руб., иллюстрирует тенденции замгендиректора Cbonds Канр Лиджиев.

Лидером среди организаторов облигационных займов по объему стала “Тройка Диалог” – она разместила 17 выпусков почти на 37 млрд руб. (см. таблицу). В первом полугодии 2006 г. “Тройка” занимала лишь 5-е место с 9 млрд руб. Улучшил свои позиции на одну строчку и ВТБ – его специалисты организовали размещений на 35,8 млрд руб. Третья строка – у Райффайзенбанка с 22,3 млрд руб. Увеличить число сделок “Тройки” помогли новые сотрудники, рассказывает директор управления первичных размещений на долговых рынках инвесткомпании Сергей Видяев: за год к команде, организующей выпуски, присоединились четыре новых специалиста, и сейчас в ней десять человек. Среди крупнейших сделок он называет размещение “Магнита” на 5 млрд руб. “Тройка” сделала заметный рывок за счет участия в выпусках компаний из Московской области, это новые клиенты для компании, констатирует Лиджиев.

Усиления конкуренции на рынке организаторов пока не заметно, считает Ряузов. По его мнению, высокие позиции банков первой десятки в рейтингах организаторов помогают бороться за мандаты. “Эмитент рассылает приглашения на тендер тем банкам, которые находятся на верхних строчках”, – говорит он. Стабилизировался и размер комиссионных, время демпинга прошло, замечает Ряузов: сейчас заработки составляют 0,5–1% от объема выпуска.

“В этом году размещений будет существенно больше, а всплеск, как обычно, скорее всего придется на декабрь”, – уверен Раскоснов. Рынок во втором полугодии вырастет еще на 20–30% к первому полугодию, прогнозирует Ряузов. Уже сейчас зарегистрировано и принято решений о выпуске облигаций не менее чем на 400 млрд руб. – они будут размещаться до конца года, так что на рынке будет бум, уверен Лиджиев.