ВДАЛИ: Паруса над Бахрейном


Все объясняется просто: с незапамятных времен жители архипелага были мореходами и рыбаками, пиратами и ловцами знаменитого бахрейнского жемчуга. Жизнь их была тесно связана с морем. С тех пор парус так и остается символом развития и движения в верном направлении.

Деньги, нефть и небоскребы

“А это, – произнес водитель, – наш новый деловой центр – “Финансовая гавань”. Над зеленоватой рябью Залива, над флотилией пришвартованных рыбацких лодок-дхау взметнулись ввысь два небоскреба-близнеца такого же цвета, как и вода. Эти башни зеленого стекла, напоминающие формой узкие паруса, уже стали предметом особой гордости жителей Бахрейна. Душным и теплым вечером, пасмурно-желтым после песчаной бури, мы ехали из аэропорта в отель. На следующий день в Манаме открывалась 7-я сессия Российско-арабского делового совета, на которой планировалось обсудить перспективы сотрудничества между Россией и странами Залива, в том числе Бахрейном.

Сейчас эта маленькая страна претендует на то, чтобы стать крупнейшим международным торгово-финансовым центром в регионе Персидского залива. Эта цель сделала Бахрейн конкурентом его могущественных соседей – ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии, где тоже сформировались мощные финансовые центры.

В 1932 г. в Бахрейне обнаружили нефть, и на протяжении полувека экономика королевства росла главным образом на доходах от нефтедобычи и нефтепереработки. Однако к началу 1980-х гг. месторождения стали иссякать, и сейчас нефтяные запасы оцениваются в 27 млн т, а нефтеперерабатывающие мощности работают в основном на нефти из Саудовской Аравии. Теперь 56,4% ВВП Бахрейна приходится на долю сектора услуг, из них 27,6% обеспечивает финансовый сектор.

На пути к превращению в финансовый центр региона 30 лет назад Бахрейн попытался перехватить эту эстафету у Ливана, когда в 1975 г. там началась долгая гражданская война. Теперь в королевстве присутствует 387 финансовых институтов, в том числе более 150 банков. По итогам 2006 г. совокупный объем банковских активов вырос на 33,5% и составил $187,4 млрд. Из них $12,2 млрд пришлось на долю 26 исламских банков, число которых продолжает расти. Кроме исламских банков в маленьком королевстве работает 13 компаний исламского страхования и 88 исламских инвестиционных фондов. Все это дает основания Бахрейну претендовать на роль ведущего финансового центра, равно как и центра исламских финансов, в регионе Персидского залива. Правда, на эту же роль претендуют и Эр-Рияд, и Дубай, и Катар. Чтобы подкрепить позиции королевства в этой борьбе, было решено построить в Манаме деловой и финансовый комплекс под названием “Финансовая гавань Бахрейна” (BFH).

Зеленые паруса

Строительный бизнес, на долю которого приходится более 10% ВВП королевства, переживает стадию бума. Причем аналитики уверены, что стремительный рост на местном рынке недвижимости еще не достиг пиковых значений. Как утверждает Захариа Хеджрес, заместитель генерального директора Совета по экономическому развитию Бахрейна, будет расти и число крупных строительных проектов. Сегодня же в Манаме завершено или ведется строительство 10 небоскребов высотой более 100 м.

Однако знаковым национальным проектом стало строительство BFH. “Речь идет о проекте на рынке недвижимости, который послужит финансовому сообществу Бахрейна” – так пять лет назад Эссам Джанаи, генеральный директор Gulf Finance House, одной из крупнейших в регионе исламских инвестиционных компаний, представил членам бахрейнского общества предпринимателей план строительства BFH. “Этот проект, – продолжал он, – сможет привлечь все виды финансовых институтов: инвестиционные банки, исламские банки, страховые компании, офшорные банки и др.”. Концепция проекта состоит в создании самодостаточного делового комплекса, в который войдут офисы, центр для проведения конференций, торговые площади, а также оперный театр на 1200 мест, гостиница, рестораны, жилье. По расчетам, в этом комплексе, который уже называют Canary Warf Ближнего Востока, будет построено 18 500 офисов, 1500 единиц жилья, постоянно проживать будет более 7000 человек, а работать – более 8000. Численность обслуживающего персонала составит более 1500 человек. Для жителей и посетителей предусмотрено строительство крытых парковок более чем на 11 000 мест.

25 декабря 2002 г. был торжественно заложен первый камень. Сейчас стоимость проекта, который планируется завершить в 2010 г., оценивается в $1,5 млрд. Его авторами стали три бахрейнские компании: Gulf Finance House, Reemoon Business Development Consultants и архитектурная фирма Ahmed Abubaker Janahi Architects. Gulf Finance House владеет 60% проекта, а оставшиеся 40% принадлежат правительству Бахрейна.

Строительство ведется на четырех искусственных островах и насыпном полуострове общей площадью 380 000 кв. м у набережной в центральном районе Манамы. BFH находится в 10 минутах езды от международного аэропорта и в четверти часа – от автомагистрали, соединяющей Бахрейн с Саудовской Аравией.

Проект реализуется в три этапа. Первый этап завершен в апреле 2007 г. Премьер-министр Бахрейна шейх Халифа бин-Сальман аль-Халифа торжественно открыл три первых объекта.

Два небоскреба-близнеца по 53 этажа каждый, известные как Dual Towers, уже стали своего рода символом Манамы. В этих башнях высотой по 260 м находятся офисы и коммерческие площади компаний, работающих на рынке финансовых услуг. Второй объект – Financial Mall, спроектированный специально для компаний, работающих на рынке капитала. На 74 000 кв. м располагаются площадка для проведения торгов, брокерские конторы, а также дорогие магазины и кафе. И третий объект – так называемый Harbour House – 12-этажное здание с общей площадью офисных помещений 12 240 кв. м, соединенное с Financial Mall подвесным стеклянным мостом. В мае 2006 г. это здание целиком купил один из крупнейших саудовских бизнесменов – Халид Абдул Рахман аль-Раджи за $30 млн.

Паруса с пропеллером

Другим проектом, призванным подкрепить статус Бахрейна как одного из ведущих центров деловой жизни региона, стало строительство в Манаме бахрейнского Центра мировой торговли. Разработкой архитектурного проекта и его реализацией по заказу бахрейнской компании Awal Hotel занимается крупнейшая британская инженерно-строительная компания Atkins. Этот комплекс зданий, строительство которого должно завершиться в 2008 г., уникален по инженерным решениям.

Два 45-этажных небоскреба-близнеца, тоже имеющих форму паруса, поднялись на высоту 240 м. На 34 этажах будут располагаться офисы, а на 42-м – смотровая площадка с обзором острова и Залива.

Уникальность же этого проекта состоит в том, что архитекторы поставили перед собой задачу обеспечить потребности башен в электроэнергии в том числе за счет альтернативных источников. После долгих поисков было принято нестандартное решение. Между двумя небоскребами на горизонтальных перемычках одну над другой укрепили три ветряные турбины диаметром по 29 м. По расчетам авторов проекта, эти ветряки должны обеспечивать потребности башен в электроэнергии на 11–15%. Таким образом, Центр всемирной торговли в Бахрейне стал первым в мире архитектурным проектом, предусматривающим использование энергии ветра.

Люди пытались использовать силу ветра на протяжении долгих веков. Взять хотя бы столь привычные для голландских пейзажей ветряные мельницы, или ряды ветряков, установленных на Британском побережье

Северного моря, или поля ветряков где-нибудь в США, в штате Вайоминг. Поиски альтернативных источников электроэнергии активизировались в наши дни, особенно при разработке проектов с высоким потреблением энергии. “Я всегда мечтал о том, как в наших проектах мы сможем использовать технологии по выработке дополнительной энергии”, – рассказывает руководитель архитектурного подразделения компании Шон Килла.

По его словам, впервые идея воплотить свою мечту в совершенно конкретном проекте пришла ему в голову, когда заказчик обратился к нему с просьбой разработать план застройки участка, на котором к тому времени уже находились отель Sheraton, небольшое офисное здание и торговый центр.

Заказчик хотел, чтобы дизайнеры в Atkins придумали, как расширить торговый центр и на том же участке построить башни под офисные и коммерческие площади, скомпоновав новые и существующие объекты в единый коммерческий центр.

Когда архитекторы стали изучать возможные решения, оказалось, что расширить торговый центр можно, превратив его в торговый молл, который станет располагаться перпендикулярно по отношению к Заливу. Таким образом, наиболее естественно было расположить два небоскреба по сторонам этого перпендикуляра.

А вот в другом решении, определившем уникальность этого проекта, сыграл свою роль так называемый личностный фактор. “Площадка расположена на самом берегу Персидского залива, – рассказывает Килла. – Поскольку сам я увлекаюсь парусным спортом, то в первый же раз, когда приехал на место, я обратил внимание на то, что здесь постоянно дует ветер. Причем направление его неизменно: он дует с Залива вглубь острова и, как правило, точно перпендикулярно площадке, на которой мы задумали строить эти небоскребы. И тут меня осенило: вот она, возможность построить башни-близнецы с ветряными турбинами!”

Архитектор рассказывает, что сложность этого проекта состояла прежде всего в том, что ничего подобного до сих пор никто и никогда не делал. Инженерам из Atkins пришлось сыграть роль первопроходцев. “Когда мы приступили к работе, нам не с кем было посоветоваться, – вспоминает он. – А когда мы приступили к обсуждению замысла с производителями турбин, в какой-то момент они оказались просто не в состоянии ответить на наши вопросы”.

И, конечно, как это всегда бывает, проект вызвал многочисленные споры. Компания провела исследование, из которого узнала, что большинство проектов, предполагавших использовать ветряные турбины в конструкции здания, оказались неудачными. В основном это происходило из-за того, что реализация такой идеи увеличивала стоимость проекта до 30%.

“В прошлом дизайнеры совершали одну серьезную ошибку, – рассказывает Килла. – Они проектировали здания с турбинами, которые были или слишком велики и дороги в изготовлении, или с турбинами нестандартного дизайна, что значительно увеличивало расходы на исследовательскую часть проекта”.

Изучив ошибки предшественников, архитекторы решили взять стандартные ветряные турбины с уже известными рабочими характеристиками. “Секрет нашего успеха в том, что, для того чтобы интегрировать такие турбины в наш проект, понадобилось произвести минимальные модификации”, – объясняет Килла. В результате использование ветряков в небоскребах торгового центра в Бахрейне увеличило стоимость проекта менее чем на 5%.

Куда дует ветер

Тут инженеры столкнулись с главной трудностью: в отличие от прочих ветряков эти турбины были жестко зафиксированы на горизонтальной оси.

“Когда ветряк устанавливается на поле, или на берегу моря, или на любом другом открытом пространстве, он имеет возможность разворачиваться “лицом” к ветру. А вот когда турбина жестко зафиксирована на горизонтальной опоре между двумя башнями, режим ее работы меняется принципиальным образом, – рассказывает Килла. – Тогда мы решили, что придется спроектировать башни так, чтобы поток воздуха между ними всегда был направлен перпендикулярно турбинам”. Это означает, что пара небоскребов должна была действовать как своего рода воронка, горизонтальный воздухопровод, затягивающий в себя ветер с Залива. “Даже если изначально ветер дует под углом 45 градусов к центральной оси турбин, форма зданий такова, что она корректирует направление ветра, и, достигая лопастей, он дует уже под правильным углом”, – объясняет Килла.

Но это было еще не все. Архитекторам пришлось проводить долгие испытания в аэродинамической трубе, чтобы уяснить, какой должна быть оптимальная форма зданий для наиболее сохранной работы ветряной турбины.

Весной этого года монтаж всех трех ветряных турбин между небоскребами-близнецами был завершен. По расчетам инженеров, три ветряные турбины будут вырабатывать 1100–1300 МВт ч в год. Однако если учесть, что до сих пор не было ветряных турбин, установленных между двумя зданиями специальной конструкции, да к тому же на высоте 160 м, то можно предположить, что энергии они станут давать намного больше.