Залог вместо ареста


Верховный суд (ВС) готовит законопроект о наделении его правом рассматривать жалобы против государства до обращения в ЕСПЧ, а судей – досконально разбираться в деталях дела, прежде чем определять самую жесткую меру пресечения. Об этом рассказал вчера на заседании комиссии Общественной палаты председатель судебного состава докладчиков президиума ВС Владимир Давыдов. Сейчас суды выбирают арест вместо залога или подписки о невыезде, основываясь на предположениях прокурора или следователя, которые не всегда подтверждаются, говорит он. Вся судебная система рассчитана на то, что судья автоматом выберет арест, говорит директор Института прав человека Валентин Гефтер. По размерам “тюремное население” очень близко к СССР, а ведь территория страны значительно уменьшилась, добавляет адвокат Юрий Кастанов.

Прокуроры считают аргументы экспертов и адвокатов преувеличенными. “Тюремное население” на досудебной стадии ежегодно сокращается, хотя число преступлений растет, заявил вчера начальник Главного управления Генпрокуратуры по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью Андрей Некрасов. В прошлом году число арестованных сократилось на 10 000.

Меры, предложенные ВС, помогут уменьшить вал жалоб в ЕСПЧ, уверена уполномоченный России в ЕСПЧ Вероника Милинчук. Она не сомневается, что предложения ВС поддержат судьи в Страсбурге.

Милинчук была назначена уполномоченным в ЕСПЧ указом президента в марте на фоне постоянных проигрышей Россией исков в ЕСПЧ. В 2006 г. из России в Страсбургский суд поступило 10 000 жалоб, решения вынесены по 106, из них 100 не в пользу России. По итогам прошлого года России придется выплатить своим гражданам 1 376 000 евро и 1 055 000 руб. компенсации. Кроме того, решения ЕСПЧ негативно влияют на имидж страны, говорит адвокат Дмитрий Аграновский.

Предложение заставить граждан обращаться сначала в ВС и только потом в Страсбург “технически невозможно”, считает Аграновский: такое разрешение должны дать в ЕСПЧ, а не решить на законодательном уровне в России. А идею заменить аресты на более мягкую меру пресечения адвокат, напротив, приветствует: это поможет снизить количество обращений в Страсбург.